Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе, глава 2

Я ведь тоже, братья, когда приходил к вам возвещать тайну Божию, приходил без всяких притязаний на красноречие или мудрость. Ибо я положил себе, когда был у вас, забыть обо всем, кроме Иисуса Христа, Иисуса Христа распятого. Сам я тогда пребывал у вас в немощи, в страхе и сильном волнении. Слово мое, моя проповедь не мудростью доводов убеждали вас — то было явление силы Духа, дабы вера ваша не на мудрости человеческой основывалась, но на силе Божьей.

Дух мира сего несовместим с Духом Божьим

Мудрость же мы проповедуем среди достигших зрелости; это не мудрость века сего и не его властей, дни которых уже сочтены. Нет, мы проповедуем Божью мудрость, тайную, сокровенную, ту мудрость, которую Бог еще до начала мира предуготовил для нашей славы в предопределении Своем. Никто из властей предержащих мира сего не постиг этой мудрости, иначе не распяли бы они Господа славы. Но, как сказано в Писании:

«Никто не видел, никто не слышал,

и ни у кого не было в мыслях того,

что приготовил Бог любящим Его».

Нам же открыл это Бог Духом Своим. Дух исследует всё, также и глубины Божьи. Кому ведомы сокровенные мысли человека, как не духу самого того человека? Так и мыслей Божьих не знает никто, кроме Божьего Духа. Для того мы и приняли не дух этого мира, а Дух от Бога, чтобы нам понимать то, чем Он одарил нас. Обо всем об этом мы и говорим, сообразуя с духовным содержанием духовное же изложение, говорим не теми словами, которым учит человеческая мудрость, а теми, которым учит Дух. Но человек недуховный не в силах принять то, что от Духа Божьего, для него это глупость: он не может постичь того, что познается только духовно. Духовный человек судит обо всем, а о нем самом судить никто не может.

«Кто, — сказано в Писании, — познал ум Господень,

чтобы мог быть Его советником

У нас же ум Христов.

a) 2:1 В некот. рукописях: свидетельство.

b) 2:2 Букв.: не знать ничего.

c) 2:3 Слова «страх и сильное волнение» здесь употреблены для выражения высокого чувства ответственности за порученное дело.

d) 2:4 Букв.: слово мое, моя проповедь (заключались) не в убеждающих [словах] мудрости; в некот. рукописях: в словах человеческой мудрости.

e) 2:7 Греч. айон — век, вечность, мир.

f) 2:9 Букв.: и не приходило на сердце человеку.

g) 2:9 Ис 64:4.

h) 2:13 Друг. возм. пер.: сопоставляя духовное с духовным; или: объясняя духовные истины духовным людям.

i) 2:13 В некот. рукописях: Дух Святой.

j) 2:14 Или: обычный, земной; букв.: душевный, т.е. тот, у кого есть душа (дыхание жизни), но нет Духа.

k) 2:16 Ис 40:13 (LXX).

l) 2:16 Или: разум/мышление Христа; здесь, как и выше в этом стихе, можно видеть и по цитируемой Септуагинте, что слово «ум» выражает действие ума: мысль, цель, намерение.