Деяния апостолов, глава 5

Анания и Сапфира

Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.

Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле? Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным? И после его продажи не в твоей ли власти было всё, полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу».

Услышав эти слова, Анания пал на землю бездыханным. Великим страхом и благоговением исполнились все, кто прослышал об этом. Молодые люди встали, завернули тело в саван и, вынеся его, похоронили.

Часа через три пришла и жена его, ничего не подозревая о случившемся. Петр обратился к ней: «Скажи мне, вы продали землю за столько-то?»

«Да, — ответила она, — за столько».

И тогда Петр сказал ей: «Как это вы сговорились испытать Дух Господень?! Вот у двери уже слышны шаги тех людей, которые похоронили мужа твоего, и тебя они вынесут».

В тот же миг она пала к его ногам бездыханной. Юноши, войдя, нашли ее мертвой. Они вынесли и похоронили ее рядом со своим мужем. Вся церковь и все, кто об этом слышал, были охвачены великим трепетом.

Чудеса и знамения

Много знамений и чудес совершалось среди народа апостолами. Все верующие, по общему согласию, обычно собирались в галерее Соломона. Из посторонних, однако, никто не осмеливался примыкать к ним, но народ говорил о них с большим уважением; и всё больше и больше мужчин и женщин, верующих в Господа, пополняло их ряды. Узнав о чудесах, совершаемых апостолами, люди выносили больных даже на улицы и клали их на носилки и циновки, чтобы хоть тень Петра, когда тот проходил мимо, могла осенить кого-нибудь из них. Множество народа приходило из окрестных городов Иерусалима. Они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все получали исцеление.

Апостолы так же гонимы, как и их Учитель

И тогда первосвященник вместе со своими людьми из саддукеев, движимый завистью, приказал схватить апостолов и запереть в городской тюрьме. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Ступайте в Храм, там станьте и рассказывайте народу всё об этой новой жизни».

С наступлением утра они были уже в Храме, как им было сказано, и стали там проповедовать.

Тем временем первосвященник со своими приближенными созвал Синедрион и весь Совет старейшин народа израильского, и послали в тюрьму привести апостолов. Но, придя в тюрьму, служители не нашли их там. Они возвратились и доложили: «Мы увидели, что тюрьма надежно заперта и охрана стоит у дверей, но, открыв дверь, никого внутри не обнаружили». Когда начальник храмовой стражи и старшие священники услышали это, они растерялись и не могли понять, что произошло с узниками, пока не пришел некий человек и не сообщил им: «Те, кого вы посадили в тюрьму, стоят в Храме и учат народ». Тогда начальник стражи и его помощники пошли и привели апостолов, сделав это без насилия: они боялись, что народ побьет их камнями.

Когда апостолов привели и поставили перед Синедрионом, первосвященник потребовал от них объяснения: «Мы строжайше приказали вам никого не учить тому, что связано с этим именем. Но, несмотря на это, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите обвинить нас в убийстве Этого Человека».

В ответ Петр и апостолы сказали: «Послушание Богу для нас превыше послушания людям. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы убили, распяв на кресте, и вознес Его по правую руку Свою как Вождя нашего и Спасителя, чтобы через Него даровать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели всему этому — мы, а также Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему».

Слышавшие это пришли в ярость и хотели убить их.

Но один из членов Синедриона, фарисей по имени Гамалиил, учитель Закона, почитаемый всем народом, поднялся и, повелев на время вывести апостолов, сказал собравшимся: «Братья израильтяне! Хорошо подумайте над тем, что вы хотите делать с этими людьми. Незадолго до этого объявился Февда, выдававший себя за кого-то великого. К нему примкнуло около четырехсот человек. Но когда он был убит, все его последователи рассеялись и исчезли бесследно. После него во время переписи появился Иуда, галилеянин, и увлек за собой народ. Погиб и он, и все, кто следовал за ним, разбежались. Потому и в этом случае советую я вам: оставьте в покое этих людей и отпустите их, ибо если за всем этим замыслом или делом этим стоят лишь люди — разрушится всё, что бы они ни сделали. А если дело их от Бога, вам не одолеть их; и может оказаться, что вы боретесь с Самим Богом».

Они приняли его совет. Апостолов позвали, велели их бичевать, а затем, приказав им не говорить ни слова о том, что связано с именем Иисуса, отпустили.

Апостолы покинули Синедрион, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Господа. И каждый день в Храме и по домам они продолжали учить и проповедовать о том, что Иисус есть Мессия.

a) 5:3 Букв.: почему это наполнил сатана сердце твое. См. в Словаре Сатана.

b) 5:9 Или: бросить вызов Духу Господню.

c) 5:14 Друг. возм. пер.: и всё больше прибавлялось верующих в Господа, множество мужчин и женщин.

d) 5:16 В некот. рукописях: в Иерусалим из окрестных городов.

e) 5:17 Букв.: поднялся же первосвященник и все из партии саддукеев.

f) 5:20 Букв.: все слова жизни этой.

g) 5:21 Букв.: учить.

h) 5:24 Некот. рукописи добавляют: священник.

i) 5:28 Букв.: не учить на (основании) этого имени; или: не учить (вере) в это имя; то же в ст. 40.

j) 5:28 Букв.: навести на нас кровь.

k) 5:29 Букв.: повиноваться должно больше Богу, чем людям.

l) 5:30 Букв.: повесив на дереве; в данном случае происходит метонимическая замена: слово «дерево» употребляется вместо обозначения креста как орудия казни.

m) 5:31 Или: десницей Своей.

n) 5:31 Или: Владыку/Источник; в оригинале то же слово, что и в 3:15.

o) 5:32 Или: этим словам; в некот. рукописях: свидетели Ему в этом.

p) 5:34 См. в Словаре Фарисеи.

q) 5:38 Букв.: и теперь.

r) 5:38 Букв.: ибо если… от людей.

s) 5:42 Греч. эвангелидзо — проповедовать/возвещать Евангелие.

t) 5:42 Или: учить и возвещать Благую Весть об Иисусе как о Христе, т.е. Помазаннике.