Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 32

«Слушай, о небо, песнь мою!

Словам моим да внемлет земля!

Да прольется, словно дождь, моя весть,

и ляжет она, как ночная роса,

изольется, словно мелкий дождь на нежную зелень,

будто ливень — на луга.

Ибо я возвещаю о Господе, о том, Кто Он такой, —

воздайте же славу Богу нашему!

Он — Скала надежная! Совершенны дела Его,

справедлив Он всегда и во всем!

Верен Бог, и неправды в Нем нет!

Правдив и праведен Он!

Но Его недостойные дети —

тот падший, испорченный род —

поступали с Ним вероломно.

Так ты отплатил Господу,

народ бестолковый и неразумный!

Не Он ли твой Отец, Который тебя создал,

предуготовил к жизни с Собой и устроил?

Вспомни минувшие дни,

подумай о временах былых поколений,

спроси отца своего, и он расскажет,

старцев своих — и они поведают.

Когда Всевышний народам владенья давал,

когда расселял людей по земле,

установил Он границы их обитания

по числу сынов Божьих,

ибо Господня часть на земле — Его народ,

Иаков — Его наследственный удел.

В земле пустынной нашел Бог народ сей,

в степи, где звери дикие завывают.

Защищал Он его и заботился о нем,

как зеницу ока берег его.

Как орел выводок свой из гнезда поднимает

и над птенцами плавно парит,

крылья свои для них простирает

и, подхватив, носит на перьях своих,

так и Господь вел народ Свой — один,

никакого бога чужого не было с Ним!

Этот народ Он сделал владельцем нагорья,

а плоды полей отдал в пищу ему.

Медом из скалы Он питал его,

елеем — из кремневых утесов,

изысканным кушаньем из молока коровьего

и сыром овечьим насыщал,

лучшим мясом ягнят и башанских баранов,

мясом козлов и отборной пшеницей,

а напиток твой был — пенящаяся кровь винограда.

Раздобрел Ешурун и упрямым стал,

пресытившись, растолстел, жиром заплыл,

отверг Он Бога, создавшего его,

презирать стал Скалу спасенья своего.

Вот и вызывают они гнев Его, чужим богам поклоняясь,

делами мерзкими приводят в негодование.

Бесам, а не Божеству, приносят свои жертвы;

богам, которых прежде и не знали,

новым — и не издалека пришедшим,

о которых отцы их и ведать не ведали.

О Скале, что родила тебя, Израиль, ты не вспоминал,

забыл Бога, тебя на свет произведшего.

Увидел это Господь

и в негодовании Своем отверг сыновей Своих и дочерей.

„Скрою Я от них лицо Свое, — сказал Он, —

посмотрю, чем кончит этот род развращенный,

дети, для которых верность — понятие чуждое“.

Дали они Мне пережить муки ревности,

поклоняясь тому, кто не бог;

огорчили и раздосадовали

своими идолами никчемными!

Вот и Я вызову у них ревность народом,

который они ни во что не ставили,

людьми, ничего не понимающими,

досаждать им стану.

Ведь от гнева Моего огонь возгорелся,

он пылает до глубин Шеола,

поедает землю и плоды ее

и уже подножия холмов опаляет.

Одну беду за другой обрушу на них,

стрелы Мои на них выпущу:

изнурят их муки голода,

опустошенье принесут им

и язва моровая, и зараза лютая.

Клыки диких зверей Я против них обращу,

яд змеиный уготовил Я им!

Война принесет смерть тем, кто на улице,

а ужас — тем, кто укрылся в доме:

и юноше, и деве,

и младенцу, и старцу седовласому.

Я бы сказал: „Покончу с ними,

изглажу память о них у людей!“,

если бы не опасался, что враги хвастаться станут,

недруги их истолкуют это ложно:

„Не Господь сие свершил,

это наших рук дело!“

Это тот народ, у которого разума нет

и которому видения недостает!

О, если бы только у них была мудрость

понять да уразуметь, что их ждет впереди!

Как мог один разбить наголову тысячу,

а двое — десять тысяч обратить в бегство,

если бы только их Скала не продала их, как рабов,

если бы Сам Господь врагам их не отдал?

Ведь их „скала“ — ничто в сравнении с нашей Скалой,

даже враги наши о том говорят.

Ибо от содомской лозы их лоза происходит,

из виноградников она гоморрских,

и ягоды ее ядовиты,

и грозди ее горьки;

вино их — яд змеиный,

гибельная отрава аспидов.

„Не сокрыто ли это у Меня,

в хранилищах Моих под печатью? — говорит Господь. —

Мое дело — возмездие. Я воздам.

В свое время они споткнутся;

день их погибели близок,

и скоро постигнет их участь, им уготованная“.

Выступит Господь в защиту народа Своего,

пожалеет Он рабов Своих,

когда увидит, что иссякли их силы,

ни порабощенного, ни свободного — не осталось;

и скажет Он: „Ну, где же их боги,

где та „скала“, на которую они так надеялись?

Где боги, которые ели жир от их жертв

и пили вино их возлияний?

Пусть они встанут и помогут,

пусть послужат убежищем для вас!

Поймите же ныне, что один Я — Бог,

и нет бога, кроме Меня!

Смерть и жизнь в Моей воле,

раны Я наношу, и Я исцеляю их;

и врагов Израиля никому не избавить

от руки Моей!

Как верно то, что живу Я вовеки,

так и то, в чем клянусь,

воздев руку Свою к небесам:

когда наточу Свой меч до блеска

и дело суда возьму в Свои руки,

тогда отомщу Я врагам Моим

и сполна воздам тем, кто Меня ненавидит;

стрелы Свои напою кровью, —

пока меч Мой будет пожирать плоть, —

кровью убитых и пленных,

длинноволосых вождей вражеских“.

Ликуйте же, о племена, вместе с народом Его!

Ведь отомстит Он за кровь рабов Своих,

воздаст врагам Своим;

заставит забыть вину народа Своего на земле его!»

Вот так, придя на место встречи, Моисей в присутствии собравшегося народа произнес все слова этой песни; и был с ним при этом Иисус Навин. Когда же Моисей передал все эти слова Израилю, он еще сказал своим слушателям: «Примите к сердцу все предостережения, которые даю вам сегодня. Вы и детям своим заповедайте неукоснительно исполнять все предписания Закона сего. Ведь это не пустые слова для вас — это сама ваша жизнь. Соблюдая их, вы будете наслаждаться долгою жизнью в той земле за Иорданом, в которую идете, чтобы овладеть ею».

Предсказание о смерти Моисея на горе Нево

В тот самый день Господь сказал Моисею: «Взойди теперь на аваримские горы, на вершину Нево, что в земле Моава, напротив Иерихона, и взором окинь ханаанские земли, которые сынам Израилевым Я отдаю во владение. Ты умрешь на этой горе, когда взойдешь на нее, и приобщишься к праотцам своим, как умер твой брат Аарон на горе Хор и тоже приобщился к праотцам своим, ведь вы оба показали свою неверность Мне среди сынов Израилевых: у горьких вод Меривы, в Кадеше, что в пустыне Цин, не явили вы сынам Израилевым святости Моей. Ты сможешь увидеть Землю обетованную только издали, но сам не войдешь в ту землю, что Я отдаю сынам Израилевым».

a) 32:3 Или (ближе к букв.): имя Господа прославляю — концепция личных имен в ВЗ, как правило, включает в себя такие смыслы, как существование, характер и присущие той или иной личности черты (1 Цар 25:25).

b) 32:8 Так в Кумранских рукописях и в большинстве рукописей LXX; масоретский текст: сынов Израилевых.

c) 32:15 Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу; то же в 33:5, 26.

d) 32:21 Ближе к букв.: вызвали во Мне ревность — «ревность» Бога — это не мелочные придирки, побуждаемые неуверенностью и подозрительностью, а праведное негодование, вызываемое неверностью Его народа. В ВЗ о Боге нередко говорится как о Муже Израиля. Он — Бог, не терпящий измены (Исх 20:5), и слово «ревность» применительно к Богу может лишь образно показать, а не представить в действительности реакцию Бога.

e) 32:22 Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).

f) 32:36 Поэтическая гипербола, говорящая о таком истреблении народа, которое коснулось всего общества.

g) 32:44 Так в LXX; масоретский текст: Осия.

h) 32:46 Или: Наставления; см. примеч. к 1:5.