Послание Иакова, глава 2

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям. Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один — богато одетый и с золотым перстнем, а другой — бедный, в поношенной одежде. Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста, здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь, у меня в ногах», — если так по-разному относитесь вы к братьям, не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?

Подумайте сами, братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его? А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам? Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.

Если всегда исполняете Закон вышний так, как в Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя самого», — хорошо делаете. Но если по одежке людей встречаете и по-разному к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники. Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем-то, тот и во всем виновным оказывается. Ведь Тот, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», Он же заповедал: «Не убивай». Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить — перед Законом ты преступник.

Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут. Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости. Ей, которую отвергли они, — торжествовать на Суде.

Вера и дела

Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто-то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его такая вера? Если брат или сестра ваши нуждаются в одежде и голодают, а кто-то из вас скажет им: «Всего доброго вам, одевайтесь теплей да питайтесь получше», но сам не даст им того, в чем у них нужда, что пользы в словах его? Так и с верой: без дел она мертва, сама по себе ничто.

Если попробует кто-то возразить на это: «Одному дается вера, а другому — дела», отвечу ему: «Покажи мне эту веру твою, которая без дел, а я тебе свою в делах моих представлю». Ты веришь, что только один есть Бог? Хорошо делаешь. Однако ведь и бесы веруют и трепещут притом.

Но не угодно ли тебе, жалкий ты человек, признать, что вера без дел тщетна? Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака, сына своего, на жертвенник, разве не за это свидетельство веры был он признан праведным? Ты и сам знаешь, что именно вера Авраама явила себя в делах его и совершенной она в делах этих стала. Тут всё вышло по Писанию: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». И назван был Авраам другом Божьим. Так что видите, будет признан человек праведным или нет — от дел его зависит, а не от одной только веры.

Вот и Раав, блудница, разве не делами по вере ее угодила она Богу, когда приняла в дом свой вестников и проводила их другой, безопасной дорогой? Так что снова скажу: вера без дел, как тело без духа, мертва.

a) 2:1 Букв.: имейте веру Господа… без пристрастного отношения (к людям).

b) 2:4 Друг. возм. пер.: не делаете ли вы различия между собой.

c) 2:8 Букв.: царский.

d) 2:8 Лев 19:18.

e) 2:9 Букв.: пристрастно.

f) 2:9 Букв.: Закон изобличает вас как преступников.

g) 2:11 Исх 20:14; Втор 5:18.

h) 2:11 Исх 20:13; Втор 5:17.

i) 2:13 Букв.: не оказывает милости.

j) 2:13 Друг. возм. пер.: милость торжествует над тем, что по справедливости должно было свершиться.

k) 2:14 Букв.: а дел не имеет.

l) 2:16 Букв.: идите с миром.

m) 2:16 Или: грейтесь.

n) 2:18 Букв.: ты веру имеешь, а я дела имею.

o) 2:20 Букв.: пустой/никчемный.

p) 2:20 Или: бесполезна; в некот. рукописях: мертва.

q) 2:21 См. в Словаре Авраам и Исаак.

r) 2:21 Букв.: разве не от дел; в знач. не в результате ли дел.

s) 2:21 Букв.: был оправдан.

t) 2:23 Быт 15:6.

u) 2:24 Букв.: будет оправдан человек.

v) 2:25 Букв.: была оправдана; или: признана праведной.

w) 2:25 В некот. рукописях: лазутчиков.