Книга Иисуса Навина, описание

Один ваш воин обращает в бегство тысячу, ибо Сам Господь, Бог ваш, сражается за вас, как Он и обещал вам (23:10).

Книга Иисуса Навина относится к историческим книгам Библии, а в иудейской традиции ее принято относить к так называемым невиим ришоним, т. е. «ранним пророкам». Подобная соотносимость неслучайна: автор книги предстает не как историк в древнем или современном смысле слова, а как пророк, т. е. глашатай воли Божьей, и главная тема книги — верность Бога Своему народу и исполнение обетования о земле ханаанской, данного Им еще праотцам израильтян. Хорошо известные истории о ханаанеянке Рахав и израильских лазутчиках, о переходе через Иордан и о падении Иерихона побуждают читателей жить в послушании Богу Завета, чтобы и в их жизни исполнились обетования Божии. Следуя за Пятикнижием, Книга Иисуса Навина имеет много общего с текстами Пятикнижия, в особенности с пятой книгой Моисеевой — Второзаконием. Автор обращается к обширному материалу, имеющему первостепенную важность и значение в духовном осмыслении отношений между Богом и Его народом.

Согласно ранней иудейской и христианской традиций, автором книги является Иисус Навин, преемник Моисея и предводитель израильского народа в период завоевания Ханаана. Хотя по отношению к нему в книге не используется слово «пророк», его обращение к сынам Израилевым: «подойдите ближе и выслушайте слова Господа, Бога вашего» (3:9), однозначно указывает на то, что он совершал пророческое служение преемника Моисея.

Всё содержание книги можно разделить на три части. В первой части (главы 1–12) повествуется о переходе израильтян через Иордан и о покорении ими Ханаана (земли обетованной). Во второй части (главы 13–21) говорится о разделении земли между коленами Израилевыми. В третьей, заключительной, части (главы 22–24), описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание. В композиционном отношении книга Иисуса Навина представляет собой не просто изложение событий, но стройное повествование по заранее предложенному плану.

Несмотря на серьезные испытания, с которыми израильтяне столкнулись при завоевании обетованной земли, ведомые Богом, они достигли заветной цели: «И Господь даровал им покой во всех их владениях, как Он клятвенно обещал праотцам их… И не осталось не исполненным ни одно из обещаний, которые Господь дал потомкам Израиля — всё исполнилось в точности» (21:44, 45). Книга Иисуса Навина возвещает о верности Господа обетованиям, данным патриархам, несмотря на отступничество предыдущего поколения израильтян.

Рассматривая книгу Иисуса Навина в контексте дальнейших драматических событий в истории Израиля, следует признать, что причина упадка древнего Израиля заключалась не в том, что Бог отступил от Своего Завета, а в неверности Израиля Богу. Незадолго до смерти Иисус Навин напутствовал народ: «Благоговейте перед Господом и служите Ему с неизменной верностью; отвергните богов, которым служили праотцы ваши за рекою Евфрат и в Египте. Только Господу служите!» (24:14). Он призывал израильтян не поклоняться чужим богам и не служить им, а служить единому Богу, не вступать в союз с погрязшими в идолопоклонстве жителями земли Ханаанской. Повиновение Богу и исполнение завещания были залогом их благоденствия и успеха, и, напротив, нарушение заветов влекло за собой потерю благословений. И хотя у читателя изначально может возникнуть представление, что благословения Завета предназначались только для израильтян как избранного народа Божия, история о ханаанеянке Рахав свидетельствует о том, что благодать Божия преображающая человека не знает границ и любая человеческая личность может стать орудием Божьим. Одна из самых необычных и известных героинь книги Иисуса Навина — ханаанеянка Рахав — стала одной из прародительниц царя Давида. Ей, избранной и оправданной Богом, суждено было вместе с многими подвижниками и героями веры стать орудием Божьим и быть упомянутой в родословной Иисуса Христа. О силе ее живой веры свидетельствуют авторы Нового Завета, побуждая нас оставаться верными Господу, не давать места греху и неверию в своем сердце, пребывать в том Завете, который Бог в Своем милосердии заключает с каждым из Своих детей.