Евангелие по Матфею, глава 18

Величие малых и смиренных

Подошли тогда же к Иисусу ученики и спросили: «Кто же больше всех в Царстве Небесном?»

Подозвав ребенка, Иисус поставил его посреди них и сказал: «Поверьте Мне, если не обратитесь и не станете как дети, — не войти вам в Царство Небесное. Потому, кто смирит себя и станет таким, как это дитя, — тот и больший в Царстве Небесном. И кто принимает такое вот дитя во имя Мое — Меня принимает. А если станет кто причиной падения хотя бы одного из малых сих, верующих в Меня, лучше бы тому было, чтобы повесили ему на шею жернов и утопили его в пучине морской.

Горе миру от соблазнов! Неизбежны они здесь, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. И если рука твоя или нога твоя тебя на зло влекут, отруби ее и отбрось: лучше тебе без руки войти в жизнь или без ноги, чем с двумя руками или с двумя ногами быть брошенным в огонь вечный. Если же глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось: лучше с одним глазом войти тебе в жизнь, чем с двумя быть брошенным в огонь геенны.

Притча о заблудшей овце

Смотрите же, никогда не пренебрегайте ни одним из малых сих. Ибо, говорю вам, ангелы их постоянно видят лицо Отца Моего Небесного. []

Как считаете вы, если сто овец у человека, и одна из них заблудилась, разве он не оставит девяносто девять в горах и не пойдет искать заблудившуюся? И если удастся найти ее, он будет, заверяю вас, радоваться ей больше, чем девяноста девяти незаблудившимся. Так и Отцу вашему Небесному вовсе не угодно, чтобы погиб хоть один из малых сих.

Отношение к согрешившему

Если же согрешит [против тебя] брат твой, пойди к нему и с глазу на глаз укажи ему на вину его. Если послушается он тебя, приобрел ты брата своего. Если же не послушается, пойди к нему с кем-нибудь, с одним или с двумя, ибо каждое дело подтверждается устами двух или трех свидетелей. Если их он тоже не послушается, скажи общине; а если он и общины не послушается, пусть будет он для тебя подобен язычнику и сборщику налогов.

Поверьте Мне, что свяжете вы на земле, то уже связано на Небесах, и что разрешите на земле, то уже разрешено на Небе.

Еще говорю вам: если двое из вас на земле согласятся просить о чем-либо, дарует им то Отец Мой Небесный. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них».

Прощайте брату своему

Тогда подошел к Нему Петр и спросил Его: «Господи! Сколько раз я должен прощать брату моему, если он будет грешить против меня? До семи ли раз?»

«Говорю тебе, что не до семи, но до семидесяти раз по семи, — ответил ему Иисус. — Царство Небесное вот с чем поэтому можно сравнить. Некий царь пожелал потребовать от слуг своих отчета. Когда занялся он этим, привели к нему того, кто должен был ему десять тысяч талантов. И так как у слуги этого не было чем заплатить, то господин приказал для уплаты долга продать и самого слугу, и жену его, и детей, и всё, что у него было.

Слуга же упал пред ним ниц и просил: „Потерпи меня! Я всё, что должен, отдам тебе!“ И господин над слугою тем сжалился, отпустил его и простил ему долг.

Как только вышел слуга, он нашел одного из служивших вместе с ним. Тот должен был ему сто денариев. Слуга схватил его за горло и стал душить, говоря: „Отдавай то, что должен“.

А тот, пав ниц, стал просить его: „Потерпи меня, я всё, что должен, отдам тебе!“

Но слуга не согласился, а пошел и бросил его в тюрьму до тех пор, пока тот не отдаст ему долг. Другие слуги, увидев всё это, сильно огорчились и пошли к своему господину доложить обо всем происшедшем.

Тогда господин призвал помилованного слугу и сказал: „Бесстыдный раб! Весь твой долг простил я тебе, когда просил ты меня. Не должен ли был и ты сжалиться над твоим сотоварищем, как сжалился я над тобой?“ И, разгневавшись, господин отдал его на мучение, пока тот не вернет всё, что должен.

Точно так же с вами поступит Отец Мой Небесный, если каждый из вас от всего сердца не простит брата своего».

a) 18:4 Или: умалит/принизит.

b) 18:11 Некот. рукописи добавляют: ибо Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти погибшее (ср. Лк 19:10).

c) 18:16 Втор 19:15.

d) 18:17 Или: церкви; здесь и далее в этом стихе.

e) 18:18 Букв.: развяжешь.

f) 18:19 В некот. рукописях: еще истинно.

g) 18:22 Или: до семидесяти семи раз.

h) 18:24 Талант — греч. мера стоимости, примерно соответствует 6000 римских денариев; большая сумма денег золотом или серебром.

i) 18:35 В некот. рукописях: брату своему согрешений его.