Четвертая книга Моисеева. Числа, глава 16

Мятеж левита Корея

Восстал Корей, сын Ицхара, сына Кехатова, из колена Левия, а с ним из колена Рувима Дафан с Авироном, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета. Они восстали против Моисея, и к ним присоединились двести пятьдесят человек — сынов Израилевых из числа вождей общины, людей именитых, которых как советников избирали всем собранием. Все они пришли к Моисею с Аароном и сказали: «Довольно! Вы слишком много берете на себя. Свято всё общество — не вы одни! И со всеми Господь, не только с вами! Вы что же, ставите себя выше всего собрания Господнего

Услышал это Моисей и пал ниц пред Господом; ответил он потом Корею и всем сообщникам его: «Утром Сам Господь скажет, кто Его, и кто свят, и кому позволит приближаться к Себе; и кого Он изберет, тот и будет приближаться к Нему. А вы сделайте вот что: возьмите кадильницы — ты, Корей, и все сообщники твои — и завтра положите в них горящие угли и сверху — благовония. И кого изберет Господь, тот и свят. И довольно с вас, сыны Левия, не берите на себя слишком много!»

Обращаясь к Корею, Моисей сказал: «Послушайте меня, левиты! Вам мало того, что Бог Израилев выделил вас из общины Израиля и приблизил к Себе для работ в Скинии Господней, чтобы предстоять перед общиной и служить ей? Он приблизил к Себе тебя, Корей, и всех братьев твоих, сынов Левия, а вы теперь еще и священства возжелали! Ты и твои сообщники, сговорившись, против Самого Господа выступили! А что не так сделал Аарон, что вы его злословите?»

Затем Моисей велел вызвать Дафана и Авирона, сыновей Элиава. Но те ответили: «И не подумаем прийти. Разве мало того, что ты увел нас из земли, источающей молоко и мед, чтобы погубить в пустыне? Так тебе надо еще и господствовать над нами?! А главное, ты ведь не привел нас в землю, которая источает молоко и мед, да и не дал нам во владение ни полей, ни виноградников. Думаешь пустить пыль в глаза таким людям, как мы? Не жди, не придем!» Сильно разгневался Моисей и сказал Господу: «Да не будут угодны Тебе их приношения. А я у них даже осла не взял и не сделал зла ни одному из них».

А Корею Моисей сказал: «Ты и все твои сообщники завтра же предстаньте пред Господом и ты, и они, и Аарон вместе с вами. Возьмите каждый свою кадильницу и благовония положите в них; все принесите кадильницы свои, все двести пятьдесят пусть будут пред Господом, и ты, и Аарон тоже принесите свои кадильницы». На следующий день всё так и было: все они взяли каждый по кадильнице с горящими углями в них и благовониями и вместе с Моисеем и Аароном пришли к входу в Шатер Откровения. Когда Корей привел туда же всю общину — всех настроенных против Аарона и Моисея, — слава Господня явилась всем собравшимся.

Суд Божий над восставшими

И сказал Господь Моисею с Аароном: «Отделитесь от этой толпы, и Я немедленно истреблю ее». Но они, умоляя, пали ниц: «О Боже, Боже духов всякой плоти! Будешь ли Ты гневаться на всю общину, если согрешил один человек?» Тогда Господь сказал Моисею: «Вели всем сынам Израилевым подальше отойти от жилищ Корея, Дафана и Авирона».

Моисей поднялся и направился к Дафану и Авирону; за ним пошли старейшины Израиля. И сказал Моисей общине израильтян: «Станьте подальше от шатров этих грешников и не прикасайтесь ни к чему, что им принадлежит, дабы и вам не погибнуть из-за их грехов». И отошли они от жилищ Корея, Дафана и Авирона.

Дафан же и Авирон вышли из шатров своих вместе с женами, сыновьями и малыми детьми и встали у входов в свои жилища. И тогда Моисей сказал: «Вот как вы узнаете, что делал я всё не сам по себе, а по велению Господа: если умрут эти люди обычной смертью, как все умирают, тогда не Господь меня посылал. Но если необычное совершит Господь, если разверзнется земля и поглотит их со всем их добром, если живыми сойдут они в Шеол, то знайте: на Самого Господа хулу возвели эти люди».

И как только сказал Моисей эти слова, трещина пошла по земле под ногами мятежников, разверзлась она и поглотила их самих, и семьи их, и всех домочадцев Корея со всем их имуществом.

И сошли они со всем, что было у них, в Шеол живыми; земля накрыла их, и так не стало их в общине. Услышав их вопли, все стоявшие вокруг израильтяне бросились бежать. «Смотрите, — кричали они, — как бы и нас не поглотила земля!»

А Господь ниспослал огонь, и огонь тот уничтожил двести пятьдесят человек — всех, кто приносил благовония в кадильницах своих.

Кадильницы

После того Господь снова обратился к Моисею и сказал: «Вели Элеазару, сыну Аарона-священника, собрать кадильницы на пожарище, ибо они освятились, а горящие угли из них высыпать в удалении от стана. Кадильницы же людей, погибших из-за греха своего, пусть раскатают в листы, чтобы обить ими жертвенник; они освятились, потому что с ними предстояли эти люди пред Господом. И посему пусть будут они предостережением для сынов Израилевых».

Собрал Элеазар-священник кадильницы медные, принадлежавшие тем, кто был уничтожен огнем; и раскатали их для покрытия жертвенника, дабы служило то напоминанием сынам Израилевым о том, что никакой посторонний человек, кроме потомков Аарона, и пытаться не должен воскурять благовония Господу, чтобы не постигла его участь Корея и сообщников его, как предупреждал об этом Господь через Моисея.

Мятеж продолжается

На следующий день в стане вскипел ропот сынов Израилевых на Моисея и Аарона: «Вы в ответе за гибель людей ГосподнихКогда члены общины собрались толпой, выражая свое недовольство Моисеем и Аароном, те направились к Шатру Откровения, а его вдруг накрыло облако, и слава Господня стала видимой для всех.

Как только Моисей с Аароном приблизились к Шатру Откровения, Господь сказал Моисею [и Аарону]: «Отойдите подальше от общины сей, Я разом истреблю ее». Но они пали ниц, и Моисей сказал Аарону: «Возьми скорее кадильницу, положи в нее огонь с жертвенника и благовония и сразу же неси к народу и соверши там служение, чтобы восстановить единение с Богом этих людей, ибо уже обрушился гнев Господень и началось их истребление». Взял Аарон кадильницу, как велел ему Моисей, и вбежал прямо в толпу, где истребление людей действительно уже началось. Аарон положил в кадильницу благовония для воскурения и тем восстановил единение людей с Богом, став между живыми и мертвыми, и прекратилось истребление. И было тех, кто погиб при этом истреблении, четырнадцать тысяч семьсот человек, не считая тех, кто раньше погиб вместе с Кореем. Аарон же вернулся к Моисею, ко входу в Шатер Откровения, когда истребление прекратилось.

a) 16:1 Букв.: взял; вероятное значение евр. глагола — «предпринял, задумал заговор».

b) 16:1 Евр. Корах.

c) 16:30 Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).

d) 16:35 Букв.: изошел огонь от Господа.

e) 16:38 Букв.: знаком / знамением.

f) 16:40 Букв.: чужак.

g) 16:44 Так в LXX и Пешитте.