Книга пророка Амоса, глава 5

Плач и призыв к покаянию

Слушай это слово, о дом Израиля, этот траурный плач, который я поднимаю о тебе:

– Пала дева Израиль,

не встать ей больше;

брошена в своей же земле,

и некому ее поднять.

Так говорит Владыка Господь:

– У израильского города,

выступающего на войну с тысячей воинов,

останется только сотня;

у города, выступающего с сотней,

останется лишь десяток.

Так Господь говорит дому Израиля:

– Взыщите Меня и живите;

не ищите Вефиля,

не ходите в Гилгал

и не отправляйтесь в Вирсавию.

Ведь Гилгал непременно пойдет в плен,

а Вефиль обратится во зло.

Взыщите Господа и живите

иначе Он пронесется через дом Иосифа как огонь;

огонь будет все пожирать

и в Вефиле некому будет его погасить.

Вы, превращающие суд в горечь

и швыряющие праведность на землю.

(Он создал Плеяды и созвездие Орион,

Он обращает глубокую тьму в зарю

и делает день черным, как ночь,

призывает воды морские

и разливает их по лицу земли;

Господь Его имя;

гибель внезапно наводит Он на твердыню

и разрушает укрепленный город),

вы ненавидите обличающего в суде

и презираете говорящего истину.

За то, что вы топчете бедного

и вынуждаете его отдавать вам зерно,

вы выстроите дома из тесаных камней –

но вам в них не жить;

вы насадите пышные виноградники –

но вам не пить их вина.

Ведь Я знаю, как многочисленны ваши преступления

и как велики ваши грехи.

Вы притесняете праведного, берете взятки

и лишаете бедных справедливости в судах.

Поэтому благоразумный в такие времена молчит,

ведь эти времена злые.

Ищите добро, а не зло,

чтобы вам жить.

Тогда Господь, Бог Сил, будет с вами

как вы и говорите.

Ненавидьте зло, любите добро,

утверждайте в судах правосудие.

Может быть, Господь, Бог Сил,

смилуется над уцелевшими потомками Иосифа.

Поэтому так говорит Владыка Господь, Бог Сил:

– На всех улицах будет плач

и на каждой площади – вопли.

Земледельцев позовут плакать

и плакальщиков – рыдать.

Во всех виноградниках будет плач,

потому что Я пройду среди вас, –

говорит Господь.

День Господа

Горе вам, желающим дня Господа!

Зачем вам этот день Господа?

День тот не светом будет, а тьмой.

Это будет, как если бы кто, едва убежав от льва,

попался в лапы к медведю,

или как если бы кто, укрывшись в своем доме

и оперевшись рукой о стену,

был ужален змеей.

Разве не будет день Господа тьмой, а не светом, –

мраком, без проблеска света?

– Ненавижу, презираю ваши праздники;

собраний ваших не выношу.

Пусть вы и приносите Мне всесожжения

и хлебные приношения –

Я не приму их.

Пусть вы приносите лучших животных в жертву примирения –

Я их не одобрю.

Удали от Меня шум песен своих!

Я не стану слушать мелодию твоих арф.

Но пусть правосудие течет как река,

праведность – как непересыхающий поток!

Приносили ли вы Мне заклания и жертвы

в течение сорока лет в пустыне, дом Израиля?

Вы взяли с собой вашего царя,

идола Сиккута, и Кийуна, вашего звездного бога,

которых вы сделали для себя.

Поэтому Я пошлю вас в плен дальше Дамаска, –

говорит Господь, Чье имя Бог Сил.

a) 5:5 Амос иронически отмечает то, что жители Гилгала, ближайшего города к местности, где израильтяне пересекли реку Иордан при входе в землю Ханаана, отправятся в плен, таким образом покидая Обещанную землю (см. Нав. 4:19-24).

b) 5:5 Вефиль означает «Дом Бога», но Амос говорит, что он станет «Домом Зла».

c) 5:6 Дом Иосифа – Северное царство, Израиль, где наиболее влиятельным был род Ефрема, сына Иосифа.

d) 5:10 Букв.: «в воротах». В древних ближневосточных городах ворота были центром всей общественной жизни города, в них проходили и судебные разбирательства.

e) 5:26 Или: «взяли собой Сиккута, вашего царя, и Кийуна – ваших идолов, ваших звездных богов»; в одном из древних переводов: «взяли собой святилище Молоха и звезду вашего бога Рефана, их идолов».