В чем суть онтологического аргумента в пользу существования Бога?

Онтологический аргумент отталкивается не от наблюдения за окружающим миром (как космологический и другие телеологические аргументы), а лишь от причины. В частности, онтологический аргумент строится на изучении бытия (онтологии). Первая и самая популярная форма этого аргумента исходит от св. Ансельма, жившего в 11 веке н.э. Она начинается с утверждения, что Бог «превосходит по величине все мыслимое». Поскольку существование возможно, а существовать – это больше, чем не существовать, тогда Бог должен существовать (если бы Бога не было, тогда высшее существо можно было бы понять, но это само себе противоречит – вы не можете иметь нечто большее, чем то, чего невозможно понять!). Таким образом, Бог должен существовать. Декарт сделал почти то же самое, только начав с идеи о совершенном существе.

Атеист Бертран Рассел сказал, что намного легче сказать, что онтологический аргумент бесполезен, чем сказать конкретно, что в нем не так! Тем не менее, онтологический аргумент не пользуется большой популярностью в современных христианских кругах. Во-первых, он ведет к вопросу – что такое Бог. Во-вторых, его субъективная привлекательность для неверующих довольно низка, так как его аргументам не хватает объективной поддержки. В-третьих, сложно просто заявить, что что-то должно существовать по определению. Заявлять, что что-то должно существовать, просто давая этому определение, без должного обоснования, не является убедительным философским подходом (например, как утверждать, что единороги – это магические, однорогие лошади, которые существуют). Несмотря на эти проблемы, некоторые видные философы современности продолжают работать над этой необычной формой богословской аргументации.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.