Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе, глава 1

Павел, призванный по воле Божьей быть апостолом Христа Иисуса, и брат Сосфен

церкви Божьей в Коринфе, всем освященным во Христе Иисусе, призванным Богом стать святым народом Его вместе со всеми, кто повсеместно призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, их Господа и нашего:

благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и от Господа Иисуса Христа!

В мыслях о вас всегда благодарю Бога моего за ту благодать, которую Он даровал вам через Христа Иисуса. В единстве с Ним вы стали богаты всем: всякой способностью речи и всякого рода знанием, — ибо наше свидетельство о Христе получило свое подтверждение в вас. Так что ныне нет у вас недостатка ни в каком духовном даровании — вы пребываете в ожидании явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и сохранит вас твердыми в вере до конца, дабы избежать вам осуждения в День Господа нашего Иисуса [Христа]. Верен Бог, призвавший вас в общение с Сыном Своим Иисусом Христом, Господом нашим.

Призыв к единству

Прошу вас, братья, во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы были в согласии между собой, и чтобы не было среди вас раздоров, но были бы вы едины в мыслях и убеждениях. Мне же, братья мои, стало известно через прибывших от Хлои, что вы ссоритесь между собой. Я о том, что вы говорите: «Я с Павлом», или: «Я с Аполлосом», или: «Я с Кифой», или: «А я только со Христом».

Но неужели разделился Христос? Павел ли был распят за вас? Разве во имя его крещены вы были? Благодарю [Бога], что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, так что никто не может сказать, что во имя мое вы были крещены. Да! Я крестил и семью Стефана, а крестил ли еще кого, не знаю. Христос послал меня не крестить, но возвещать Благую Весть (не словами, однако, мудрости мира сего), дабы крест Христов не превратить в ничто.

Христос распятый — премудрость и сила Божья

Весть о кресте — ведь это просто нелепость лишь для тех, кто на пути к погибели, а для нас, спасаемых, — это сила Божья. В Писании сказано:

«Ни во что обращу мудрость мудрецов

и рассудительность рассудительных отвергну».

Где ваш мудрец? Где знаток законов и где порожденье века, яростный спорщик? Не показал ли Бог, как нелепа мудрость мира сего? Мир ведь по мудрости Божьей оказался не в силах своею собственной мудростью познать Его, вот почему Бог пожелал спасти верующих кажущимся безумием проповеди. Иудеи требуют чудес, а греки ищут мудрости, мы же проповедуем Христа распятого. Для иудеев Он — камень преткновения, для язычников — нечто лишенное здравого смысла, для призванных же (как иудеев, так и язычников) Он — Божья сила и Божья мудрость. Ибо то неумное, что от Бога, — выше мудрости человеческой, так же и слабое, если оно с Богом, превосходит силу человеческую.

Вспомните, братья, кем были вы, когда Бог призвал вас. Не много было среди вас мудрых (по понятиям человеческим), не много и влиятельных или благородныхпо происхождению. Что ж, Бог, дабы посрамить мудрых, избрал немудрое этого мира, а слабое этого мира избрал Бог, дабы посрамить сильное. И то, на что мир смотрит свысока, что он презирает, даже считает несуществующим, Бог избрал, дабы ни во что обратить существующее, чтобы никто не возносился пред Богом. Ибо только благодаря Ему пребываете вы в единстве со Христом Иисусом, Который стал для нас мудростью от Бога и праведностью, и освящением, и искуплением. В Писании так и сказано: «Кто хвалится, пусть хвалится Господом».

a) 1:1 См. в Словаре Апостол, Христос и Иисус.

b) 1:1 Возможно, что Сосфен, о котором ничего более не сообщается, писал это послание под диктовку Павла.

c) 1:2 Коринф — главный город древней римской провинции Ахайя на юге Греции.

d) 1:2 «Призывающие имя Господа» — так в древности говорилось о тех, кто поклонялся Богу, т.е. совершал богослужение (см. Быт 12:8).

e) 1:3 См. в Словаре Благодать.

f) 1:5 Букв.: в Нем.

g) 1:6 Или: свидетельство Христово.

h) 1:7 Или: откровения, в знач. Второго пришествия Христа (см. 2 Фес 1:7; 1 Петр 1:7,13).

i) 1:10 Букв.: говорили одно и то же.

j) 1:12 Об Аполлосе см. Деян 18:24.

k) 1:12 Кифа — арамейский эквивалент греч. Петрос: камень, отсюда имя Петр. В послании часто используется именно это имя.

l) 1:12 Букв.: что каждый из вас говорит: я Павла (ученик)…

m) 1:17 Или: сообщать радостную весть; греч. эвангелидзо — проповедовать/возвещать Евангелие.

n) 1:17 Или: не стал бессмысленным.

o) 1:18 Или: глупость.

p) 1:19 Ис 29:14.

q) 1:21 Друг. возм. пер.: мир, окруженный проявлениями мудрости Божьей, оказался.

r) 1:22 Или: сверхъестественных знамений.

s) 1:24 Здесь и далее букв.: эллинов. Эллин — самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.

t) 1:25 Букв.: неумное Божье… слабое Божье.

u) 1:26 Букв.: смотрите… на призвание ваше.

v) 1:26 Букв.: по плоти.

w) 1:30 Букв.: но от Него — вы во Христе Иисусе.

x) 1:30 Или: освобождением. См. в Словаре Праведность, Освящение и Искупление.

y) 1:31 Иер 9:24.