Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе, глава 11

Подражайте мне, как я подражаю Христу.

О благопристойном участии в богослужении

Я же хвалю вас за то, что вы помните всё, чему учил я и что делал, и держитесь наставлений Господних, как я передал их вам.

Хочу, однако, чтобы вы ясно понимали, что глава всякому мужу — Христос, глава жене — муж, а глава Христу — Бог. Всякий муж, когда он молится или возвещает Божью весть с покрытой головой, навлекает позор на свою голову, а жена навлекает позор на свою голову, когда молится или возвещает весть Божью с головой непокрытой; это то же самое, как если бы она была обритой. Если женщина не покрывает свою голову, пусть и стрижется, если же ей стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Мужчина не должен покрывать свою голову, потому что он — образ Божий и слава Его, а женщина — слава мужчины. Ведь не от женщины изначально мужчина, а она — от него. И не мужчина создан для женщины, а женщина — для мужчины, потому у женщины должен быть на голове знак особой власти над нею, чтобы не огорчать неприличием ангелов.

Впрочем, по-христиански, ни жена без мужа, ни муж без жены тоже; ибо как женщина произошла от мужчины, так теперь каждый мужчина рождается от женщины; и всё — от Бога. Судите сами, прилично ли женщине молиться Богу с непокрытой головой? Не сама ли природа учит вас, что длинные волосы унижают мужчину, а когда волосы растит женщина — для неё это честь? Ведь [ей] даны волосы как покрывало. Тому же, кто всё еще склонен спорить, следует знать: что ни у нас, ни вообще в церквах Божьих такого обычая, который он отстаивает, нет.

Указания о вечере Господней

Давая вам эти указания, скажу о том, чего не одобряю: ваши собрания скорее во вред вам, чем на пользу. Начать с того, что на ваших церковных собраниях, как я слышал, есть раздоры, и я отчасти этому верю. (Ведь у вас расхождения во взглядах и должны быть — для того хотя бы, чтобы выявились среди вас истинные христиане). Вы, стало быть, и когда собираетесь вместе, в вечере Господней, по сути, не участвуете; ведь, когда вы едите, каждый торопится съесть свою собственную пищу, так что один остается голодным, в то время как другой уже пьян. Неужели у вас нет своих домов, чтобы есть и пить там? Или вы пренебрегаете церковью Божией и готовы унижать нуждающихся? Что скажу вам? Можно ли похвалить вас? Нет, за это не похвалю!

Ибо от Самого Господа я принял и, в свой черед, передал вам, что Господь Иисус в ночь, когда Его предали, взял хлеб и, возблагодарив, разломил его, и сказал: «Это тело Мое, за вас отдаваемое. В память обо Мне делайте это». После пасхального ужинавзял Он также чашу и сказал: «Эта чаша — новый завет Моею Кровью утвержденный. Всякий раз, когда будете пить из нее, в память обо Мне делайте это». Посему, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, всякий раз вы смерть Господа возвещаете в ожидании Его пришествия.

А потому, кто ест этот хлеб или пьет из чаши Господней недостойно, тот грешит против Тела и Крови Господа. Пусть же каждый испытывает себя и только потом ест этот хлеб и пьет из этой чаши. Ибо кто ест и пьет, не помышляя о Теле Господнем, тот ест и пьет себе в осуждение. Оттого-то среди вас так много немощных и больных, и немало умерло. Если бы мы сами судили себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы Господом, мы, как дети, подвергаемся наказанию, чтобы не быть нам потом осужденными вместе с миром.

Итак, братья мои, придя на вечерю, друг друга ждите. Если же кто голоден, пусть ест дома, чтобы в общем собрании не навлекать на себя осуждения.

Остальное улажу, когда приду.

a) 11:2 Букв.: всё мое.

b) 11:2 Или: учений/преданий.

c) 11:3 Или: мужчине.

d) 11:3 Или: женщине.

e) 11:4 Или: проповедует/пророчествует; то же в ст. 5.

f) 11:4 Многие комментаторы считают, что это одно из тех мест в посланиях Павла, к которому относятся слова Петра (2 Петр 3:16). По общему мнению, Павел здесь касается правил приличия, религиозной этики и хорошего вкуса в контексте обычаев и нравов того времени.

g) 11:4 Или: бесчестит Христа, Который, как сказано в ст. 3, для него является главой.

h) 11:5 Или: бесчестит мужа, который, по аналогии со ст. 4, для нее — глава.

i) 11:10 Букв.: ради ангелов.

j) 11:11 Букв.: в Господе.

k) 11:14 Букв.: если мужчина растит волосы, для него это — бесчестье.

l) 11:15 Или: слава.

m) 11:19 Или: надежные/испытанные.

n) 11:21 Или: свой собственный ужин. В период раннего христианства вечеря Иисуса Христа (установленное Им богослужение) обычно совершалась вечером и соединялась с общим ужином (вечерей). На такие собрания каждый из участников приносил пищу с собой. Эти общения первых христиан друг с другом и с Господом и назывались по-разному: «вечеря любви» и «вечеря Господня».

o) 11:24 Некот. рукописи добавляют перед словами «это тело Мое»: возьмите, ешьте.

p) 11:24 В наиболее достоверных древних рукописях это предложение заканчивается словами: за вас. В иных же рукописях за этим следует: сокрушаемое, или: ломаемое, или: отдаваемое.

q) 11:25 Или: поев. В оригинале это передано глаголом в неопределенной форме.

r) 11:25 См. в Словаре Завет.

s) 11:25 Букв.: в Моей Крови.

t) 11:26 Букв.: пока Он не придет.

u) 11:27 Букв.: будет виновен.

v) 11:29 Некот. рукописи опускают: Господнем.

w) 11:30 Букв.: уснуло.

x) 11:32 Или: исправлению.

y) 11:34 Букв.: чтобы не собираться вам на осуждение.