Третья книга Царств, глава 22

Совместный поход против арамеев

Три года арамеи и израильтяне не воевали друг с другом. На третий год Иосафат, царь иудейский, отправился к царю израильскому. Царь израильский сказал тогда своим слугам: «Знаете ли вы, что Рамот в Гиладе — наш? А мы ничего не делаем, чтобы отобрать его у царя арамейского». И спросил он Иосафата: «Пойдешь ли ты со мной на Рамот Гиладский?» Иосафат ответил царю израильскому: «Куда ты — туда и я, куда твой народ — туда и мой, куда твои кони — туда и мои».

Но Иосафат сказал царю израильскому: «Прежде всего вопроси Господа». Собрал царь израильский четырехсот пророков и спросил их: «Выступать ли мне в поход на Рамот Гиладский или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Владыка предаст его в руки царя». Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка Господнего? Мы вопросим Господа через него». Отвечал царь израильский Иосафату: «Есть еще один, он также может вопросить Господа, — только мне он не по нраву: не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». На это Иосафат возразил: «Не подобает царю говорить такое!» Тогда царь израильский подозвал одного царедворца и велел ему скорее привести Михея, сына Имлы.

Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле возле гумна у ворот Самарии, одетые в свои царские облачения, а все пророки пророчествовали перед ними. Цидкия, сын Кенааны, надел себе на голову железные рога и говорил: «Так говорит Господь: „Этими рогами ты будешь сражаться с арамеями, пока не уничтожишь их!“» И все пророки повторяли то же самое: «Выступай на Рамот Гиладский, и будет у тебя победа! Предаст его Господь в руки царя!»

Михей предсказывает беду

Гонец, которому велели привести Михея, сказал ему: «Пророки единодушны в добрых предзнаменованиях царю. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, чтобы и твое слово оказалось добрым!» Михей ответил: «Жив Господь — что откроет мне Господь мой, то я и стану говорить».

Пришел Михей к царю, и тот спросил его: «Михей, идти ли мне войной на Рамот Гиладский или не идти?» Михей ответил: «Идите, будет у вас победа! Враги будут отданы в руки царя!» Царь сказал ему: «Сколько раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя ГосподаТогда Михей сказал: «Видел я всех израильтян рассеянными по горам, словно овцы, что остались без пастыря. И сказал Господь: лишились они своего предводителя, отпусти их по домам с миром». Царь израильский сказал Иосафату: «Говорил я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».

А Михей продолжал: «Выслушай слово Господне! Я видел Господа, сидящего на престоле, и стояло пред Ним всё Воинство небесное по правую и по левую руку. Спросил их Господь: „Кто введет в заблуждение Ахава, чтобы он выступил на Рамот Гиладский и погиб там?“ И один из стоявших пред Ним отвечал Ему так, а другой иначе, и тогда вышел вперед один из духов, встал пред Господом и сказал: „Я введу его в заблуждение“. Спросил его Господь: „Как?“ Тот ответил: „Я отправлюсь к нему и стану ложным духом в устах всех его пророков“. И тогда Господь сказал: „Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Иди, так и сделай!“ Теперь посмотри вокруг, Сам Господь вложил ложный дух в уста всех твоих пророков. Беду предрекает тебе Господь

Тогда подошел Седекия, сын Кенааны, и ударил Михея по щеке со словами: «Разве Дух Господень меня уже оставил, чтобы с тобой говоритьМихей ответил: «Поймешь тогда, когда будешь искать укромное место, чтобы спрятаться». Сказал тогда царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Иоасу. Передайте им, что царь велит держать его под стражей и посадить на хлеб и воду, пока я не вернусь с миром». Михей ответил: «Если ты и вправду вернешься с миром, то не Господь говорил через меня». И добавил: «Попомните мои слова, народы

Поражение и смерть Ахава

Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот Гиладский. Царь израильский сказал Иосафату: «Я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением. А царь арамейский велел своим тридцати двум начальникам колесничного войска: «Не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским». И когда начальники колесничного войска увидели Иосафата, то решили, что он и есть царь израильский, и устремились к нему, чтобы схватить его. Иосафат закричал, и начальники колесниц увидели, что это не израильский царь, и повернули прочь. Но один из воинов выстрелил из лука и, сам того не ведая, ранил царя израильского стрелой, попавшей между доспехами. Царь сказал своему вознице: «Поверни колесницу, вывези меня из боя — я ранен». Но жаркая была в тот день битва, и держали царя израильского весь день в колеснице, подпирая его, напротив арамейского войска, — и к вечеру он умер. А кровь из его раны залила днище колесницы. Когда зашло солнце, пронесся клич по всему войску: «Идите все по своим городам, по своим землям!»

Мертвого царя отвезли в Самарию и похоронили там. А колесницу вымыли в пруду около Самарии, и псы слизывали его кровь, и блудницы там мылись, по слову Господа, которое Он изрек. Прочее об Ахаве и обо всех событиях его жизни: и о строительстве дворца из слоновой кости, и обо всех городах, что он строил, — записано в летописи царей израильских. Ахав отошел к праотцам, а после него воцарился его сын Охозия.

Воцарение в Иудее Иосафата

Иосафат, сын Асы, воцарился в Иудее в четвертый год царствования Ахава в Израиле. Иосафат взошел на престол в возрасте тридцати пяти лет и двадцать пять лет правил в Иерусалиме. Его мать звали Азува, она была дочерью Шилхи. Он следовал по пути отца своего Асы и не отступал от него, творя то, что праведно в глазах Господа. Только капища на холмах разрушены не были, и народ еще приносил жертвы и воскурял в этих капищах.

Иосафат заключил мир с царем израильским. Что до прочих деяний Иосафата, его доблестных подвигов и военных походов, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?

Тех немногих из продающих тело свое в капищах, кто уцелел при жизни отца его Асы, он уничтожил.

В Эдоме тогда не было царя, там правил царский наместник. Иосафат построил прочные корабли, чтобы ходить в Офир за золотом, но они не дошли туда, а разбились в Эцьон-Гевере. Тогда Охозия, сын Ахава, предложил Иосафату: «Пусть мои слуги отправятся на кораблях вместе с твоими», — но Иосафат не захотел.

Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.

Правление Охозии

Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в семнадцатый год царствования Иосафата в Иудее. Он правил в Израиле два года, творил он то, что было злом в глазах Господа, и следовал по пути отца своего и матери и по пути Иеровоама, сына Невата, вовлекая Израиль во грех. Он служил Ваалу и поклонялся ему, вызывая гнев Господа, Бога Израилева, поступая так же, как и его отец Ахав.

a) 22:9 Или: евнуха.

b) 22:11 Или: бодать арамеев.

c) 22:17 Букв.: господина / владыки.

d) 22:24 Или: как же это так, что Дух Господень

e) 22:25 Букв.: увидишь в тот день.

f) 22:27 Или: давать ему немного хлеба и немного воды; букв.: хлеб притеснения и воду притеснения, т. е. столько хлеба и воды, сколько доступно в осажденном городе.

g) 22:28 Букв.: слушайте, все народы.

h) 22:34 Букв.: один человек.

i) 22:48 Букв.: Таршишские корабли.