Четвертая книга Царств, глава 16

Ахаз царствует в Иудее

В семнадцатый год правления Факея, сына Ремальи, в Иудее взошел на престол Ахаз, сын Иофама. Было Ахазу тогда двадцать лет, и шестнадцать лет он правил в Иерусалиме. Но дела его не были праведны в глазах Господа, он не жил так, как праотец его Давид. Он следовал по пути царей израильских и даже сына своего провел через огонь — такие же мерзости творили народы, которые Господь изгнал ради израильтян. Он приносил жертвы и совершал воскурения в капищах, и на холмах, и под всяким раскидистым деревом.

Арамейский царь Рецин и израильский царь Факей, сын Ремальи, пошли войной на Иерусалим и осадили его, но так и не смогли одолеть Ахаза. Тогда же арамейский царь Рецин вернул арамеям Элат, очистив его от иудеев. Эдомитяне заселили Элат, они живут там и поныне.

Ахаз отправил послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару со словами: «Я твой слуга и сын! Приди и спаси меня от арамейского царя и от израильского царя, ополчившихся на меня!» При этом Ахаз взял серебро и золото, какое только нашлось в Храме Господнем и в сокровищницах дворца, и отправил в дар ассирийскому царю. Ассирийский царь внял его призыву, выступил на Дамаск и захватил его, жителей угнал в Кир, а Рецина предал смерти.

Царь Ахаз отправился в Дамаск встретиться с ассирийским царем Тиглатпаласаром. Там царь Ахаз увидел дамасский жертвенник и отправил священнику Урии изображение этого жертвенника со всеми его размерами. Священник Урия воздвиг жертвенник в точности по изображению, присланному из Дамаска царем Ахазом. Сделал он это еще до возвращения царя Ахаза из Дамаска. Вернувшись из Дамаска, царь осмотрел жертвенник. Он подошел к жертвеннику и, взойдя на него, принес на нем жертвы: сжег всесожжение и хлебный дар, совершил возлияние, окропил жертвенник кровью принесенного им благодарственного дара. А медный жертвенник, стоявший пред Самим Господом, он сдвинул в сторону от входа в Храм и поставил к северу от нового, чтобы не стоял он между новым жертвенником и Храмом. Царь Ахаз велел священнику Урии: «На большом новом жертвеннике сжигай утренние жертвы и вечерние приношения — всесожжения от царя и хлебные его дары и всесожжения от народа и хлебные их дары и возлияния. Кропи его кровью от всех жертв всесожжения и всех других жертв. А медный жертвенник будет у меня для особых нужд». Священник Урия сделал всё так, как велел ему царь Ахаз.

Царь Ахаз велел убрать с подставок закрывавшие их щитки, снять чаши с подставок, а «море» — с медных быков, на которых оно покоилось, и поставить его прямо на каменный пол, а также снести построенный в Храме Субботний навес и Царскую галерею, что опоясывала Храм снаружи, — и всё это ради царя ассирийского!

Что до прочих деяний Ахаза и всех событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских? Ахаз отошел к праотцам и был похоронен рядом с ними в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Езекия.

a) 16:3 Друг. возм. пер.: предал огню в знач. «принес в жертву».

b) 16:6 Друг. чтение, основанное на древн. пер.: арамеи.

c) 16:10 Или: подробностями его устройства.

d) 16:15 Или: для гадания.

e) 16:18 Или: основание для престола.