Четвертая книга Царств, глава 19

Езекия советуется с Исайей

Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм Господень. А смотрителя дворца Эльякима с писцом Шевной и со старшими священниками он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца. Передали они Исайе: «Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить! Может быть, Господь, Бог твой, услышит слова главного советника, которого владыка его, ассирийский царь, послал поносить Бога Живого, и Господь, Бог твой, воздаст за те слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых».

Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе, он сказал им: «Передайте владыке своему, что говорит Господь: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там падет от меча по воле Моей“».

Угроза Синаххериба

Главный советник вернулся к ассирийскому царю, когда тот осаждал Ливну, — вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш. А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Царь снова послал гонцов к Езекии. Вот что он велел передать иудейскому царю Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого ты надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя. Ведь ты сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами: предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть? Уберегли ли боги те народы, что были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф или сыновей Эдена, что жили в Телассаре? Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»

Молитва Езекии

Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм Господень. Развернул Езекия свиток тот перед Господом. И так молился Езекия пред Господом: «Господи, Боже Израиля, над херувимами восседающий! Ты Бог, Ты один над всеми царствами земли, Ты сотворил небо и землю! Внемли, Господи, и услышь, открой, Господи, глаза Свои и посмотри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Бога Живого. Ведь и вправду, Господи, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили, побросали богов их в огонь и так уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.) Но Ты, Господи, Боже наш, спаси нас от рук его — и узнают все царства на земле, что один Ты — Господь Бог».

А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова Господа, Бога Израиля: «Я услышал, как ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе, и вот что изрек о нем Господь:

„Смеется над тобой, презирает тебя

дева, дочь Сиона,

качает головой тебе вслед

дочь Иерусалима!

Кого поносил ты, Кого хулил,

на Кого голос возвысил,

на Кого смотрел свысока?

На Святого Бога Израиля!

Через посланцев своих ты Владыку поносил,

хвастался: „Множеством колесниц я покорил горы,

добрался до дальних отрогов Ливана,

срубил высокие его кедры

и лучшие кипарисы,

дошел до удаленных обителей,

до цветущего его леса;

копал я колодцы в чужой стране

и воду из них пил,

стопами ног своих

осушал все египетские реки“.

Разве не слышал ты,

что издавна Я это сотворил,

издревле замыслил,

а ныне свершил?

Потому ты и обращаешь

городские твердыни

в груды развалин.

Бессильны жители их,

в замешательстве они и в смятении,

уподобились траве полевой, зелени,

траве, что растет на крышах

и засыхает прежде, чем даст колос.

На месте ли ты стоишь,

уходишь ли, возвращаешься —

всё это Я знаю,

как знаю и то,

что ты весь в ярости против Меня.

За гнев твой против Меня,

за дерзость, что достигла слуха Моего, —

продену тебе кольцо в нос,

в рот тебе вложу удила

и отправлю тебя назад той же дорогой“.

А тебе, Езекия, будет такое знамение: в этот год ешьте только то, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а на третий год сейте и жните, разбивайте вновь виноградники и плоды с них ешьте. Снова пустит тогда уцелевший остаток рода Иуды глубоко свои корни — и крона его принесет плоды обильные. Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему Господь Воинств свершит это.

Потому говорит Господь о царе ассирийском: „Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать. Какой дорогой пришел он, той и возвратится, а в город этот ему не войти, — так говорит Господь, — ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги Моего Давида“».

Поражение и смерть Синаххериба

В ту же ночь всё и произошло: выступил ангел Господень и сразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету всюду лежали трупы! Тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался. Однажды, когда он совершал поклонение в капище своего бога Нисроха, его сыновья Адраммелех и Сарэцер сразили его мечом, а сами бежали в страну Урарту. После него воцарился его сын Асархаддон.

a) 19:1 Эта глава с небольшими изменениями повторяется в Ис 37.

b) 19:7 Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.

c) 19:8 Или: Рав-Шаке.

d) 19:21 Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).

e) 19:24 Здесь ассирийский царь воображает себя божеством и приписывает себе сверхъестественную силу и способность осушать реки, проходя по их руслу.

f) 19:26 В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.

g) 19:31 Или: ревностью.

h) 19:37 Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р.Х.