Вторая книга Царств, глава 1

Известие о гибели Саула

После смерти Саула, когда Давид, одолев Амалека, вернулся в Циклаг и провел там уже два дня, пришел к нему на следующий день из стана Саула человек: одежда разорвана, голова посыпана прахом. Он подошел к Давиду и поклонился ему до земли. «Откуда ты пришел?» — спросил его Давид. «Я из израильского войска, — ответил тот, — мне удалось спастись!» «Что случилось? — продолжал спрашивать Давид. — Поведай мне!»

И тот рассказал о случившемся: «Народ бежал с поля боя, и многие из них пали мертвыми. Погибли и Саул, и сын его Ионафан». «Откуда ты знаешь, что погибли Саул и сын его Ионафан?» — допытывался Давид у юноши, принесшего ему эту весть. «Я случайно оказался на горе Гильбоа, — ответил он, — и вдруг вижу: Саул опирается на копье, а на него несутся колесницы и конница. Оглянулся он, увидел меня и подозвал. Я откликнулся: „Вот я!“ Он спросил у меня, кто я. „Амалекитянин“, — ответил я. „Прошу, подойди ко мне, — велел он, — и добей меня: силы покидают меня, но жизнь всё еще теплится во мне“. Тогда я подошел к нему и добил его: видно было, что он умирает и живым ему уже не встать. Взял я венец у него с головы, браслет с его руки и принес сюда, тебе, мой владыка». Услышав это, Давид разодрал на себе одежды, и все, кто был с ним, сделали то же самое; они рыдали, и вопили, и постились до вечера, скорбя о Сауле, сыне его Ионафане и обо всем народе Господнем — обо всех израильтянах, павших от меча.

А у юноши, принесшего ему эту весть, Давид спросил: «Откуда ты родом?» Тот ответил: «Я сын амалекитянина, жившего среди вас». Давид сказал ему: «Как ты посмел поднять руку на помазанника Господнего?!» Подозвал Давид одного из своих воинов и приказал: «Иди убей его!» Тот ударил его мечом, и он умер. А Давид сказал ему: «Ты сам повинен в своей гибели, ведь ты собственными устами засвидетельствовал, что убил помазанника Господнего».

Поминальная песнь Давида о Сауле и Ионафане

Давид сложил плач о Сауле и сыне его Ионафане и оплакал их. Он велел научить этой песни всех сынов Иудеи (она записана в Книге Праведного):

«Краса твоя, Израиль,

на холмах твоих повержена —

о, пали могучие!

Не возвещайте об этом в Гате,

не рассказывайте на улицах Ашкелона,

чтобы не радовались филистимлянки,

дочери необрезанных не ликовали!

Горы Гильбоа!

Да не падет на вас ни роса, ни дождь,

полям вашим не знать урожая —

щит могучих, щит Саула повержен там,

не был он помазан елеем.

Покуда кровь не потечет из ран,

покуда сильные не падут —

лук Ионафана разить не уставал,

меч Саула без добычи не возвращался.

В любви и согласии жили Саул и Ионафан,

не разлучились они и в смерти;

быстрее орлов, сильнее львов они были.

Дочери Израилевы! Плачьте о Сауле,

что облекал вас в алые наряды,

надевал на вас золотые уборы.

О, пали могучие на поле брани!

На высотах твоих Ионафан сражен —

скорблю о тебе, брат мой Ионафан,

как ты был дорог мне!

Выше женской любви я ценил любовь твою.

О, могучие пали,

и оружие их бранное погибло!»

a) 1:10 Букв.: после своего падения.

b) 1:16 Букв.: кровь твоя на голове твоей.

c) 1:18 Или: (этой песни) о луке.

d) 1:18 Книга Праведного — предположительно, не дошедший до нас сборник др.-евр. поэзии, включавший, наряду с плачем Давида о Сауле и Ионафане, слова Иисуса Навина, остановившие солнце и луну (Ис Нав 10:12–14).

e) 1:21 Или: был опозорен / запятнан.

f) 1:21 Не помазанный елеем щит означает, что Бог не благословил Саула в битве с филистимлянами.