Деяния апостолов, глава 15

Собор в Иерусалиме

В Антиохию из Иудеи пришли несколько человек и стали убеждать братьев: «Если не обрежетесь, как то делал Моисей, не спастись вам». Когда же у Павла и Варнавы возникли с ними острые разногласия и споры, то было решено по этому делу отправить Павла, Варнаву и еще несколько братьев к апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Церковь проводила их в путь. Шли они через Финикию и Самарию и повсюду рассказывали об обращении язычников, и все братья, слыша о том, радовались. По прибытии в Иерусалим они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, которым они поведали обо всем, что Бог совершил через них.

Тогда выступили некоторые из верующих, в прошлом сторонники фарисейского толка, и сказали: «Язычники должны быть обрезаны. От них надо потребовать соблюдения Закона Моисеева».

Апостолы и пресвитеры собрались вместе, чтобы рассмотреть это дело. После долгого обсуждения Петр встал и сказал им: «Братья мои, как вы хорошо знаете, с самых первых дней Бог среди вас избрал меня, чтобы из моих уст язычники услышали слова Благой Вести и уверовали. И Бог, Которому ведомо сердце каждого, показал, что принимает их, даровав им Духа Святого, как и нам. Бог не сделал никакого различия между нами и ими, Он сделал сердца их чистыми, когда они уверовали. Так зачем же вы теперь испытываете терпение Бога, пытаясь надеть на шею учеников ярмо, которое не смогли нести на себе ни отцы наши, ни мы? Ведь мы верим, что спасены благодатью Господа Иисуса так же, как и они».

Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла: они рассказывали о тех знамениях и чудесах, которые сотворил Бог через них среди язычников. Когда они закончили, заговорил Иаков: «Братья мои, послушайте меня: Симон поведал нам, как Бог с самого начала проявил заботу о том, чтобы из язычников составить Себе народ, который носил бы имя Его. И это в полном согласии со словами пророков, ведь в Писании сказано:

После этого Я вернусь и отстрою

обратившийся в развалины дом Давида;

разрушенное в нем воссоздам и восстановлю его,

дабы к Господу могли обратиться все остальные люди,

все язычники, на которых имя Мое призывается .

Так говорит Господь,

делающий это известным от вечности“.

И потому я считаю: нам не следует возлагать ненужное бремя на язычников, обращающихся к Богу. Мы должны написать им, чтобы они воздерживались от пищи, оскверненной тем, что ее приносили в жертву языческим богам, от блуда, от мяса удавленных животных и крови. Ибо Закон Моисеев с древних времен проповедуется в каждом городе и вслух читается в синагогах каждую субботу».

Письмо к уверовавшим язычникам

Тогда апостолы и пресвитеры вместе со всей церковью решили избрать кого-нибудь из братьев и послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою. Избрали они двух руководящих братьев: Иуду, называемого Варсаввой, и Силу. С ними они послали такое письмо: «Мы, апостолы и пресвитеры, как братья приветствуем всех вас, братьев своих, — христиан из язычников, живущих в Антиохии, Сирии и Киликии.

Нам стало известно, что несколько человек из нашей общины, которым мы того не поручали, приходили к вам и своими требованиями смутили и встревожили вас. Поэтому мы все единодушно решили избрать братьев, чтобы послать их к вам вместе с горячо любимыми нами Варнавою и Павлом — людьми, рисковавшими жизнью своей за имя Господа нашего Иисуса Христа. И вот, мы посылаем к вам Иуду и Силу, которые устно подтвердят написанное нами. Вот как решили Дух Святой и мы: не возлагать на вас никакого иного бремени, кроме совершенно необходимого: воздерживаться от употребления в пищу того, что приносилось в жертву идолам, от крови и мяса удавленных животных и от блуда. Избегая всего этого, вы поступите верно.

Всего вам доброго!»

Простившись, они отправились в Антиохию. Там собрали всех верующих и передали им письмо. Они прочитали его, и эта утешительная весть обрадовала их. А Иуда и Сила, сами будучи пророками, многое сказали, чтобы ободрить и укрепить братьев. После того, как они пробыли там некоторое время, братья, пожелав им мира, проводили их к тем, кто их послал. [] Павел и Варнава, однако, остались в Антиохии, там они продолжали учить слову Господню и вместе со многими другими возвещали Благую Весть.

Павел расстается с Варнавой

Несколько дней спустя Павел предложил Варнаве: «Вернемся и посетим братьев наших во всех городах, где мы возвестили слово Господне, и узнаем, как они живут». Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком, но Павел воспротивился и настаивал на том, что не следует брать с собой человека, который покинул их в Памфилии, отказавшись трудиться вместе с ними. Разлад между ними был настолько велик, что они расстались друг с другом. Варнава взял с собою Марка, и они отплыли на Кипр, а Павла братья вверили благодати Господа, когда он, избрав себе в спутники Силу, отправился в путь. Шел он через Сирию и Киликию, укрепляя прежде созданные там церкви.

a) 15:3 См. в Словаре Обращение.

b) 15:8 Букв.: дал им свидетельство.

c) 15:11 В некот. рукописях: будем спасены.

d) 15:14 Греч.: Симеон.

e) 15:16 Букв.: скинию/шатер.

f) 15:17 Букв.: дабы Господа искали.

g) 15:17 «Призвать на человека имя Господа» в древности означало «посвятить этого человека Господу», ср. 2 Пар 7:14. Некоторые считают, что здесь речь идет о приобщении язычников к откровению о Господе.

h) 15:17 Ам 9:11, 12 (LXX).

i) 15:18 В некот. рукописях: делающий то, 18 что известно (Ему) от вечности.

j) 15:20 Букв.: воздерживались от осквернения идолами.

k) 15:20 Некот. рукописи добавляют: и чтобы не делали другим, чего не хотят себе; то же в ст. 29.

l) 15:21 Или: из поколения в поколение.

m) 15:23 Букв.: написав (и послав) своей рукой.

n) 15:24 Букв.: словами/речами. Некот. рукописи добавляют: говоря, (что нужно) обрезываться и соблюдать Закон.

o) 15:24 Букв.: души ваши.

p) 15:25 Букв.: нам… было угодно; то же в ст. 28.

q) 15:26 Или: людьми, посвятившими жизнь свою служению имени Господа нашего Иисуса Христа.

r) 15:29 Или: храня себя от всего этого.

s) 15:30 Или: общину.

t) 15:34 Некот. рукописи добавляют: но Сила решил остаться там.

u) 15:40 В некот. рукописях: Божьей.