Деяния апостолов, глава 4

Первое столкновение с иудейскими властями

Пока они говорили с народом, к ним подошли священники вместе с начальником Храма и саддукеями. Они были очень раздражены тем, что апостолы учат народ и возвещают воскресение из мертвых, ссылаясь при этом на воскресение Иисуса. Они схватили Петра и Иоанна и, так как был уже вечер, отдали их под стражу до следующего дня. Но многие из тех, кто слушал, о чем они говорили, уверовали, и число верующих достигло пяти тысяч.

На другой день иудейские руководители, старейшины и книжники собрались в Иерусалиме. Среди них были первосвященник Анна, Каиафа, Иоанн, Александр и некоторые другие из рода первосвященников. Апостолов поставили посреди собрания и спросили: «Какой силой и властью или чьим именем вы это сделали?»

Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, обратился к ним: «Вожди народа и старейшины! Если из-за помощи больному человеку нас сегодня подвергают допросу и требуют объяснить, как он был исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу израильскому: это совершено именем Иисуса Христа Назарянина, распятого вами, но Богом воскрешенного из мертвых, — человек этот здоровым стоит перед вами силой имени Иисуса. Это Он —

камень, вами, строителями, отвергнутый,

камень, оказавшийся краеугольным.

И ни в ком ином спасения нет! Ибо из всех имен, данных людям под небом, это единственное, которым мы можем спастись».

Видя смелость Петра и Иоанна и поняв, что это люди неученые и простые, вызвавшие их на допрос были удивлены. Тогда же им стало известно, что это были ученики Иисуса. Они видели также, что исцеленный стоял рядом с ними, и потому ничего не могли возразить. Приказав апостолам выйти из Синедриона, они стали совещаться между собой. «Что нам делать с этими людьми? — говорили они. — Ведь то, что ими совершено явное чудо, известно всем живущим в Иерусалиме, и мы не можем его отрицать, но чтобы весть об этом больше не распространялась в народе, пригрозим им и потребуем, чтобы они никому не говорили и слова о том, что связано с этим именем».

И тогда они снова призвали их и приказали им совсем не говорить и не учить о том, что связано с именем Иисуса. Но Петр и Иоанн ответили им: «Разве справедливо пред Богом слушать вас больше, чем Его? Судите сами. Можем ли мы молчать о том, что видели и слышали?!»

Те, вновь пригрозив, отпустили апостолов, не находя возможности наказать их, потому что вокруг было много народа и все прославляли Бога за происшедшее. Ведь человеку, с которым произошло это чудо исцеления, было больше сорока лет.

Молитва во время преследования

Как только их отпустили, Петр и Иоанн пришли к своим и поведали им всё, что сказали им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав их рассказ, объединились в молитве и воззвали к Богу: «Владыка, Создатель неба и земли, моря и всего, что в них! Ты изрек через Святого Духа устами отца нашего Давида, слуги Твоего:

Отчего это язычники пришли в ярость,

и замыслили тщетное народы?

Поднялись цари земные,

и правители сговорились и объединились

против Господа и против Помазанника Его “.

И на самом деле они объединились в этом городе против Святого Сына Твоего Иисуса, Которого Ты помазал как Мессию. Ирод и Понтий Пилат вошли в сговор с язычниками и с народом израильским, чтобы исполнить предначертанное Твоим могуществом и волей. И ныне, Господи, услышь угрозы их и помоги слугам Твоим со всею смелостью возвещать весть Твою. Простри руку [Свою], чтобы именем Святого Сына Твоего Иисуса совершались исцеления, знамения и чудеса».

И когда они помолились, зашатался дом, в котором они собрались, и исполнились все Святого Духа, и начали безбоязненно возвещать слово Божие.

Жизнь первой христианской общины

У всего множества уверовавших было как бы одно сердце и одна душа. И никто не называл своим ничего из принадлежавшего ему — всё у них было общим. Апостолы с великою силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса, и благодать великая была на них на всех. Среди них не было ни одного нуждающегося, потому что все, кто владел землей или домом, продавали их, а деньги, полученные от продажи, приносили и клали к ногам апостолов. И из этих денег каждому уделяли в зависимости от нужды его.

В то самое время и Иосиф, прозванный апостолами Варнавой (что значит «сын утешения»), левит, родом с Кипра, продал принадлежавшее ему поле, а деньги принес и положил к ногам апостолов.

a) 4:1 См. в Словаре Саддукеи.

b) 4:2 Букв.: возвещают в Иисусе воскресение из мертвых.

c) 4:5 См. в Словаре Книжники.

d) 4:6 См. в Словаре Первосвященник.

e) 4:9 Букв.: доброго дела.

f) 4:9 Или: спасен.

g) 4:11 Пс 118 (117):22.

h) 4:13 Букв.: узнавали их, что они были с Иисусом.

i) 4:15 См. в Словаре Синедрион.

j) 4:16 Букв.: знамение.

k) 4:17 Букв.: не говорили на (основании) этого имени; то же в ст. 18.

l) 4:26 Греч.: Христа.

m) 4:26 Пс 2:1, 2 (LXX).

n) 4:27 Букв.: дитяти/отрока; то же в ст. 30. См. примеч. к 3:13.

o) 4:28 Букв.: чтобы сделать то, чему предопределили быть Твоя рука и [Твой] совет.

p) 4:29 Букв.: взгляни на угрозы.

q) 4:29 Или: слово.

r) 4:33 См. в Словаре Благодать.

s) 4:36 В некот. рукописях: Иосия.