Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 33

Последние благословения Моисея при расставании с народом

Вот то благословение, которое Моисей, человек Божий, дал сынам Израилевым перед своей кончиной.

Он сказал:

«Господь с Синая явил Себя,

с Сеира озарил Им избранных,

воссиял лучами с горных хребтов Парана,

когда пришел от окружавших Его мириадов святых;

одесную Его — огонь Закона для них.

Да, Ты любишь, Господи, Свой народ!

Все святые — в руке Твоей,

они расположились у ног Твоих,

принимая Твои слова,

Закон, переданный Моисеем, —

наследие потомков Иакова.

Господь стал там царем для Ешуруна,

когда главы колен Израилевых

собрались вместе со всем народом.

Да живет Рувим и не умирает,

хотя бы мужей у него и было немного!»

Об Иуде он сказал:

«Внемли его кличу, Господи,

и после брани верни Иуду к народу его!

Хоть и пытается он защититься своими руками,

но Ты помоги ему в борьбе с врагами».

Про Левия же сказал он:

«Да будут урим и туммим, Господи,

у верного мужа Твоего,

которого Ты в Массе испытывал

и с которым боролся у вод Меривы.

Это ведь он сказал об отце своем и о матери:

„Их не признаю Я больше“,

он повернулся спиной к своим братьям,

своими детьми пренебрег.

И это потому, что соблюдал он указания Твои

и более всего Союзом, Заветом с Тобой, дорожил.

Да учит он Иакова указаниям Твоим,

Израиль — Твоему Закону;

да воскуряет он пред Тобой благовония

и на жертвеннике Твоем

жертву во всесожжение приносит.

Благослови, Господи, его способность служить,

и дело его да будет угодно Тебе!

Порази поясницу тех, кто против него восстает

и кто враждебен к нему, пусть не поднимутся более!»

О Вениамине он сказал:

«Пусть же любимый Господом

покой для себя обретает в Нем,

ибо Он всякий день его оберегает;

и любимый, как сын у отца,

на плечах Его в безопасности».

Сказал он и про Иосифа и его потомков:

«Да благословит Господь землю Иосифа

драгоценным даром неба, росою,

и водами из недр земных,

отменными плодами, что на солнце созревают,

и теми, что растут ночью, при свете луны,

замечательными дарами гор древних

и изобилием плодов на холмах вечных,

наилучшими дарами земли и всеми благами ее

расположением Того, Кто в терновом кусте пребывал.

Да снизойдет всё это на голову Иосифа,

на чело прославленного среди братьев его.

Он — словно первенец быка в своей мощи!

Рога у него подобны рогам буйвола,

ими он избодает народы, даже те,

что на краю земли,

таковы десятки тысяч потомков Ефрема

и тысячи потомков Манассии».

Про Завулона и брата его Моисей сказал:

«Торжествуй, Завулон, в своих делах,

и ты, Иссахар, в шатрах своих!

Созывают они народ —

и не только свой — на гору,

приносят жертвы Господу угодные;

питаются богатством морей

и сокровищами, что таят побережья».

Про Гада он сказал:

«Благословен Тот,

Кто делает обширными земли Гада!

Прилег он, как львица смелая,

чтоб врагу руку оторвать и голову.

Он присмотрел для себя землю лучшую,

местность, подходящую для предводителя.

Пошел в сраженье он во главе народа

и, как того справедливость требовала,

исполнил решение Господа

и Его указания Израилю».

Про Дана сказал Моисей:

«Дан — это лев молодой,

что нападает из Башана».

И о Неффалиме он сказал:

«Насыщен он благоволением,

полон благословениями Господа.

Запад и юг возьмет во владение».

Про Асира же сказал он:

«Более других сынов Иакова

благословен Асир!

Да живет он как любимец братьев своих,

в масло олив погружающий ноги!

Живи в безопасности за воротами,

железом и медью обложенными!

И пусть сила твоя не иссякнет

во все дни жизни твоей!

Нет никого подобного Богу Ешуруна,

Который по небу летит на помощь к тебе,

в величии Своем — по облакам.

Прибежище твое — Бог предвечный,

и поддержка — руки вечные!

Всех врагов твоих изгонит Он пред тобой,

дав повеленье: „Истреби!“

Израиль будет жить безопасно,

никто уже не посягнет на источник Иакова

на той земле, где вдоволь хлеба и вина,

где небеса источают росу.

Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе,

народ, спасенный Господом?!

Он — твой щит, тебя ограждающий,

Он — меч торжества твоего!

Враги твои будут раболепствовать пред тобою,

и ты будешь попирать спины их».

a) 33:2 Букв.: их; LXX: нас. В своем стремлении создать у слушателей более полное представление о славе Завета-Союза, заключенного Богом с Израилем, Моисей описывает величие и славу, с которой Господь явился израильтянам у Синая, чтобы дать им Закон и стать их царем. Три географических наименования в предложении «Господь пришел / явил Себя с Синая… с Сеира… с гор Парана» не говорят о трех отдельных теофаниях (богоявлениях), а об одном явлении Бога у Синая. Подобно тому как солнце при своем восходе озаряет своими лучами всё до далекого горизонта, так и слава Господа при Его явлении на Синае не была ограничена каким-то одним местом: ее лучи, отражаясь от соседних гор, озаряли народ израильский со всех сторон.

b) 33:2 Возможно, в смысле «Закон, данный из среды огня». В этом переводе евр. эш дат взяты как два отдельных слова масоретского текста. Однако второе слово дат («Закон») встречается только в книгах Библии, написанных в более поздние времена. Поэтому некоторые переводы, принимая исправление, сделанное масоретами, так передают этот трудный для понимания и перевода стих: «Справа от Него вспышки молнии, их освещающие».

c) 33:3 LXX: Он любит.

d) 33:3 Так в LXX; масоретский текст: народы / племена (Израиля).

e) 33:4 Букв.: собрания.

f) 33:5 Букв.: Он.

g) 33:5 См. примеч. к 32:15; то же в ст. 26.

h) 33:8 Урим и туммим — священные камни, предназначенные для определения воли Божьей. Вероятное значение этих слов: свет огня / освещение и полнота / совершенство; в LXX: проявление и истина.

i) 33:8 Масса — испытание, искушение; Мерива — раздор, тяжба, спор.

j) 33:19 По всей видимости, в пророчестве-благословении имеется в виду гора Божья в Иерусалиме.

k) 33:19 Букв.: жертвы праведности; возможно, в знач. глубокого сожаления о грехах (ср. Пс 50:17).

l) 33:19 Букв.: пески — скорее всего, речь идет об изготовлении стекла.

m) 33:20 Возможно, это образ враждебного войска (рука) и его предводителей (голова).