Книга Экклезиаста, или Проповедника, глава 6

Вот какое зло видел я под солнцем, и тягостно оно человеку. Иному Бог дает и богатство, и состояние, и славу — всё, чего только душа ни пожелает, — но не дает ему Бог возможности насытиться всем этим. А насытится всем человек чужой. Так что всё это тщета да злая напасть! А кто родил сотню детей и прожил долгие годы, но при всём своем долголетии не насытился счастьем и погребения не удостоился, о таком скажу: выкидыш — и тот счастливее. Он был понапрасну зачат и во тьму ушел, и во тьме уже сокрыто имя его: выкидыш солнца и не видел, и не знал — ему покойнее, чем жившему. А если прожил человек дважды по тысяче лет, но ничего хорошего не видел — не всем ли один конец?

Все труды человека — для рта, только вот никак не утолить всех желаний своих!.. Да и чем мудрый лучше глупца, и какой прок бедняку, даже если он знает, как жить? Лучше то, что видят глаза, чем то, что бередит душу: и это всё тщета и погоня за ветром!

Всё, что существует, уже по имени названо, и известно, что есть человек, и где ж ему противостоять тем, кто сильней его? И много слов говорится на ветер — что проку в них человеку? Да и кто знает, что надобно человеку во все дни ускользающей, словно тень, жизни его, и кто поведает ему, что станется после него под солнцем?

a) 6:1 Друг. возм. пер.: обычно оно среди людей; или: много его среди людей.

b) 6:3 Букв.: и погребения не было у него.

c) 6:4 Букв.: он в тщете вошел.

d) 6:7 Или (ближе к букв.): никак не насытится душа; ср. Притч 16:26 и примеч. к этому стиху.

e) 6:8 Пер. по друг. чтению. Масоретский текст труден для понимания.

f) 6:9 Или: что увлекает ненасытное воображение.

g) 6:10 Букв.: судиться с тем, кто сильней его.

h) 6:11 Или (ближе к букв.): много слов (лишь добавляют) больше тщеты.

i) 6:12 Или: тщетной, евр. хе́вель.