Книга Экклезиаста, или Проповедника, глава 7

Пути жизни

Доброе имя дороже изысканного аромата,

как день смерти лучше дня рождения.

Лучше идти туда, где оплакивают умерших,

чем туда, где пируют,

ибо смерть ожидает каждого человека,

и живому стоит задумываться об этом.

Лучше невзгоды, чем смех,

ибо печаль на лице — во благо сердцу.

Сердце мудрых — там, где плач,

а сердце глупцов — в местах веселья.

Лучше от мудрого упрек,

чем от глупца славословье,

ибо восторги глупца —

что треск горящих сучьев под котлом!

И это тщета!

Притесняя других, и мудрый глупеет,

а взятки развращают сердце.

Конец дела лучше его начала,

терпеливый лучше надменного.

Не торопись сердиться,

ибо сердиться свойственно глупцам.

И не сетуй: „Почему прежде было лучше,

чем в нынешние дни?“,

потому что не мудрость задает такой вопрос.

Хороша мудрость вместе с наследством —

на пользу всем, кто видит солнце.

Под сенью мудрости

как под сенью серебра.

Польза знания в том,

что мудрость хранит тебя в живых.

Взгляни на дела Божьи.

То, что Он искривил, — кто выправит?

В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.

Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем. В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред? Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь? Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.

Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.

Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.

Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга — не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..

Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня. Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина? И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов. И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню, чье сердце — сеть, а руки — оковы. Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется! Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге: искала душа моя человека и не находила, среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел. А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.

a) 7:1 Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.

b) 7:2 Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.

c) 7:2 Букв.: ибо таков конец всякого человека.

d) 7:2 Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.

e) 7:5 Букв.: песнь.

f) 7:8 Или: конец речи лучше ее начала.

g) 7:12 Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.

h) 7:12 Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.

i) 7:14 Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.

j) 7:17 Или: зачем тебе умирать до срока?

k) 7:19 Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.

l) 7:26 Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.

m) 7:26 Ср. Притч 5 и 7.

n) 7:28 Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V–IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»