Книга Экклезиаста, или Проповедника, глава 8

Кто, как не мудрый,

может всё разъяснить?

Мудростью освещается лик человека

и смягчается суровость лица.

Царская власть

Так я скажу: слово уст царевых исполняй ради клятвы пред Богом. От лица царева уйти не спеши, но и дел дурных не отстаивай. Ибо что царь захочет, то и сделает. Слово царское властью обладает, и кто возразит царю: „Что ты творишь“? Кто заповедь соблюдает — тому царь не причинит зла, сердце мудрого знает и сроки, и порядок. У всего есть свой срок и свой порядок, однако выпадают на долю человека и тяжкие бедствия. Да и не знает человек, что будет впереди. И кто о будущем ему возвестит? И не властен человек над ветром, не может его удержать, не властен он и над временем собственной смерти, отпуска нет на войне, и не спасется злодей злодейством своим.

Зло и непостижимость жизни

И всё это я перевидал, сердцем вникая в дела, что творятся под солнцем, постигая, как с жестокостью господствует над человеком человек. Но повидал я и другое: погребают люди злодея и расходятся от места погребения, и забывает город о его злодействах… И это тщета. Где не спешат карать злодеянья, там и тягою к злодеяньям наполняются людские сердца. По сто раз творит грешник злые дела, и всё же продлевается его жизнь. Но знаю я: благо будет тем, кто благоговеет пред Богом, в благоговенье пред Ним пребывает. И не будет блага злодею, и недолговечен он, словно тень, потому что нет в нем благоговенья перед Богом.

Вот еще какая тщета творится на земле: праведным порой выпадает удел злодеев, а злодеям — удел праведных. Я сказал и об этом: тщета! И воспел я хвалу веселью, ибо нет ничего лучшего для человека под солнцем, как есть, пить да веселиться… Пусть сопровождает это труды человека во все отпущенные ему Богом дни под солнцем.

Устремил я сердце свое к познанию мудрости и всех дел, что творятся на земле, и не смыкал очей ни днем ни ночью. И видел я все дела Божьи, только вот не постичь человеку всего того, что творится под солнцем, сколько б ни старался он. И как не хвались мудрый всеми познаниями своими — всего не постичь!

a) 8:1 Или: бесстыдство лица; ср. Притч 7:13.

b) 8:5 Или: правосудие / справедливость; то же в след. стихе.

c) 8:8 Или: духом.

d) 8:9 Или: во зло / к ущербу.

e) 8:10 Букв.: от места святого; пер. всего стиха предположителен.

f) 8:16 Или (ближе к букв.): и ни днем ни ночью не видят их очи сна.