Вторая книга Моисеева. Исход, глава 12

Учреждение Пасхи

И сказал Господь Моисею и Аарону, когда они еще были в Египте: «Месяц этот для вас должен стать первым из месяцев, первым месяцем вашего года. Известите весь народ израильский о том, что в десятый день этого месяца каждый глава дома должен выбрать подходящего ягненка или козленка для своей семьи, одного на семью. Если семья слишком мала для того, чтобы съесть целого ягненка, пусть она объединится с ближайшими соседями, принимая во внимание число членов семьи и то, сколько каждый может съесть, чтобы одного ягненка хватило на всех. А животное это должно быть без изъяна, не более чем годовалым, мужского пола. Взять его вы можете из стада овец или коз. Заботьтесь о нем до четырнадцатого дня этого месяца, а вечером четырнадцатого дня, перед наступлением темноты, заколите его — так должны сделать все израильтяне, каждый, кто принадлежит к этому народу. А затем, взяв кровь животного, пусть помажут оба косяка и притолоку в домах, где будут есть его. В ту же ночь пусть съедят мясо, пожаренное на огне, — с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Не ешьте мясо сырым или сваренным, но только зажаренным на огне — с головой, ногами и потрохами. Не должно оставлять мясо до утра. Если останется что до утра, сожгите то. Есть его надо одетыми по-дорожному, обутыми, с посохами в руках, и есть спешно: это — Пасха Господня. В эту ночь Я пройду по всей земле египетской и лишу жизни всех первенцев в Египте как у людей, так и у животных. Над всеми богами страны этой приговор Свой исполню: Я — Господь. И тогда кровь — этот знак на домах, в которых вы находитесь, — станет для вас защитой; увидев кровь, Я пройду мимо: кара, которую Я обрушу на Египет, вас не коснется. День сей пусть будет для вас памятным. Празднуйте его как праздник, Господу посвященный; празднуйте его из поколения в поколение как установление, данное вам навеки.

В течение семи дней ешьте только пресные лепешки. Уже к первому дню непременно удалите всю закваску из своих домов. Всякий, кто в это время, с первого по седьмой день, станет есть то, что в себе закваску содержит, да будет исторгнут из общины Израилевой. В первый день у вас должно быть священное собрание и в седьмой день — священное собрание. Никакой работой не занимайтесь в эти дни. Каждому из вас позволено делать только то, что необходимо для приготовления пищи. Чтите праздник Опресноков, ибо именно в этот самый день вывел Я из Египта вас, по родам и коленам построенных, словно войско, и день этот соблюдайте из рода в род как установление, данное вам навеки. С вечера четырнадцатого дня первого месяца до вечера двадцать первого дня хлеб ешьте только пресный. Семь дней не должно быть в домах ваших закваски, потому что всякий, кто станет есть то, что в себе закваску содержит, да будет исторгнут из общины Израилевой, — переселенец ли он или местный житель. Так что ничего с закваской в те дни не ешьте; во всех жилищах ваших хлеб ешьте только пресный».

Моисей созвал всех старейшин израильских и велел им сказать всем главам семей: «Выберите в стаде своем по ягненку или козленку на семью и заколите пасхальную жертву. Затем возьмите пучок иссопа и, обмакнув его в чашу с кровью закланного ягненка, помажьте притолоку и оба косяка кровью, которая в чаше. И после того никто из вас пусть не переступает порог дома своего до утра. Пойдет Господь по стране, чтобы покарать египтян, и, увидев кровь на притолоке и на косяках, пройдет мимо той двери, не позволит Он губителю войти и убить вас. Соблюдайте это как установление, обязательное для вас и потомков ваших навсегда; а когда придете в землю, которую по Своему обещанию даст вам Господь, вы должны и там совершать этот священный обряд. И если спросят дети ваши: „Что значит обряд этот?“, отвечайте: „Это пасхальная жертва Господу — Он, египтян карая, миновал дома израильтян и семьи наши от рабства избавил“». Народ пал ниц и поклонился Господу. После этого сыны Израилевы пошли и сделали всё так, как Господь повелел Моисею и Аарону; так они и сделали.

Гибель первенцев

В полночь Господь лишил жизни всех первенцев в Египте: от первенца фараона, которому на престоле сидеть должно, до первенца пленника, в темнице томящегося, и каждое первородное животное погибло. Поднялся с ложа своего той ночью фараон, поднялись все придворные его и все египтяне — стоном стонал тогда весь Египет! Ни одного дома без покойника! Была еще ночь, когда фараон вызвал Моисея и Аарона и сказал: «Согласен я на всё! Отправляйтесь же скорее в путь, покиньте страну и народ мой, вы оба вместе со всеми сынами Израилевыми! Ступайте и совершите свое служение Господу, как вы говорили. Заберите с собой скот свой, мелкий и крупный, о коем вы просили. Идите и испросите благословение на меня тоже». Теперь египтяне настойчиво побуждали сынов Израилевых торопиться с выходом из страны, говоря им: «Мы все умрем, если вы не уйдете». И те спешно брали квашни свои с тестом, еще незаквашенным, заворачивали их в одежды и несли на плечах.

Следуя наказу Моисея, сыны Израилевы выпросили у египтян вещи серебряные и золотые и одежду. Господь побудил египтян с большой щедростью отозваться на просьбы народа израильского, и тот унес с собой много добра из Египта.

Исход

И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Суккот. Было их до шестисот тысяч одних только взрослых мужчин, не считая женщин и детей. К уходящим примкнуло много иноплеменников. Со всеми покидавшими Египет шел мелкий и крупный рогатый скот — огромные стада домашних животных. На первой же стоянке израильтяне принялись печь тесто, что взяли с собой, выходя из Египта. Испекли они только пресные лепешки — тесто их оставалось незаквашенным, ведь они так спешно были выдворены из той страны, что даже никакой еды не успели приготовить себе на дорогу.

Сыны Израилевы прожили в Египте четыреста тридцать лет. И в тот самый день, когда истекли эти четыреста тридцать лет, вышли из Египта все семейства, роды и колена народа Господня. Для Господа та ночь была ночью бдения: надо было вывести народ Свой из Египта. И потому все израильтяне в грядущих поколениях должны проводить эту ночь как ночь бдения, которая Господу посвящается.

Дополнительные указания о Пасхе

И сказал Господь Моисею и Аарону: «Вот закон о Пасхе: никакой иноплеменник не вправе есть Пасху, но раб, приобретенный евреем, может участвовать в трапезе, после того как хозяин сделает ему обрезание. Поселенцу же и наемному работнику из чужестранцев тоже не положено участвовать в ней. Пасхального ягненка под одним кровом ешьте. Мяса его из дома не выносите и костей его не ломайте.

Вся община Израиля должна свято блюсти этот обряд. Если же окажется среди вас переселенец и захочет отпраздновать Пасху в честь Господа, то сначала надо сделать обрезание всем мужчинам в его семье, и только после того может он приобщиться к празднику — ведь после обрезания он будет таким же, как и коренные жители в стране вашей. Но никто, если он не обрезан, не должен есть Пасху. Один и тот же закон — и для исконного израильтянина, и для переселенца, живущего среди вас». Все израильтяне так и поступили: они сделали всё точно так, как повелел Господь Моисею и Аарону.

В тот же самый день, в который Господь вывел сынов Израилевых, словно войско некое, из Египта,

a) 12:2 Так был утвержден новый порядок месяцев года, по которому весенний месяц нисан (или авив — «месяц колосьев») становился первым и главным в связи с освобождением от египетского рабства.

b) 12:3 Букв.: все общество Израиля.

c) 12:3 Здесь и ниже букв.: одну голову из мелкого рогатого скота.

d) 12:5 Евр. тамим — здоровый, совершенный, без изъяна.

e) 12:6 Букв.: заколет его все собрание общества Израиля между вечерами.

f) 12:11 Букв.: есть его надо препоясанными.

g) 12:13 Букв: и будет кровь для вас знаком в домах, где ты, т. е. будет вам на пользу.

h) 12:15 Евр. карат — здесь в значении «быть отрезанным» (от общества, живущего в Союзе / Завете с Богом); такое могло происходить либо через ниспосылаемое от Бога наказание смертью, либо через изгнание из общества или лишение всех прав и связей с этим обществом. Возможно, что это имел в виду апостол Павел в Рим 9:3; то же в подобных случаях.

i) 12:22 Иссоп — невысокое травянистое растение (возможно, майоран), которое использовали для кропления предметов жидкостью.

j) 12:37 Букв.: пеших воинов.

k) 12:40 Самаритянское Пятикнижие и LXX включают в это число лет и весь период пребывания патриархов в Ханаане.

l) 12:41 Букв.: все воинства.

m) 12:43 Или: установление о Пасхе; евр. слово песах («Пасха») в ВЗ может означать: праздник (12:48; 4 Цар 23:21), или употребление в пищу пасхальной жертвы (12:11; 2 Пар 30:18), или саму пасхальную жертву, пасхального ягненка (12:21; 2 Пар 30:15).

n) 12:44 Букв.: приобретенный тобой раб, после того как ты сделаешь.