Вторая книга Моисеева. Исход, глава 21

Вот Божественные указания, которые ты должен им объявить.

О рабах из еврейского народа.

Если ты купил в рабы себе еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а в седьмой год он вправе обрести свободу без выкупа. Если он пришел один, пусть один и уходит, а если он был женат, то и жена его уйдет с ним. Если же его хозяин дал ему жену и она родила сыновей или дочерей, то жена и ее дети остаются у хозяина, а раб тот пусть уходит один. Но если раб заявит: „Я предан своему хозяину и люблю свою жену и детей — не хочу я воли“, — пусть хозяин приведет его к судьям, чтобы те выслушали его, а затем подведет его к двери или к косяку дверному и в знак того, что тот остается рабом его навсегда, проколет ему ухо шилом. Когда же продаст кто-то дочь свою в рабство, то она не сможет уйти на волю, как уходят рабы-мужчины. Если ее хозяин, который думал взять ее себе, стал недоволен ею, пусть позволит родным выкупить ее, а продать ее на сторону он не имеет права, когда сам поступил с ней вероломно. Если он решит отдать ее сыну своему, то пусть обходится с ней, как с дочерью. Если же возьмет себе другую женщину в жены, то первую не смеет он урезать в правах, лишить пищи, одежды и супружеских отношений. И если он не станет исполнять эти три обязанности, она вправе уйти от него, стать свободной без всякого выкупа.

В защиту человеческой жизни.

Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен быть предан смерти. Однако если у совершившего убийство не было умысла злого, а Бог попустил такому случиться, то убийца может скрыться в местах, которые Я определю вам. Того же, кто ближнего своего убьет намеренно, коварно напав на него, предай смерти, хотя бы он и убежал к жертвеннику Моему и искал подле него защиты.

Всякий, кто ударит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти. Смерти должен быть предан и всякий похититель человека, продал ли он его или еще держит у себя. Всякий, кто бесчестит и оскорбляет отца или мать, должен быть предан смерти.

Если случится так, что в пылу ссоры один человек ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, а только сляжет в постель и через время сможет вставать и выходить из дома, хотя бы опираясь на костыль, то ударивший его не будет нести за это наказание, однако он должен заплатить пострадавшему за потерянное тем время и покрыть расходы на его лечение.

Если хозяин ударит палкой раба или рабыню и смертельным окажется тот удар, то хозяин должен быть наказан. Но если раб или рабыня проживут день или два после этого, то наказания за них не будет: раб — собственность хозяина.

Если мужчины во время драки, сами того не желая, толкнут беременную женщину и случится выкидыш у нее, но иного вреда ей не будет, то с виновного должно взять денежное возмещение — столько, сколько потребует с него муж той женщины и как то решат судьи. Но если с самой женщиной что случится, то придется за жизнь заплатить жизнью, ибо око — за око, зуб — за зуб, и за руку — рука, за ногу — нога, ожог — за ожог, и за рану — рана, за ушиб — ушиб.

Если хозяин повредит глаз у раба иль рабыни, избивая их, то за глаз поврежденный он должен отпустить их на волю. Также если он выбьет зуб у раба или рабыни, то должен отпустить их на волю за этот зуб.

Если чей-то бык насмерть забодает мужчину или женщину, то быка надлежит забить камнями и мяса его есть нельзя. Однако вины хозяина быка при этом нет. Если ж бык и дотоле был бодлив и хозяина предупреждали об этом, то хозяин виновен в том, что недосмотрел за быком, допустив, чтобы тот забодал человека. Скотину тогда надлежит забить камнями, а хозяина смерти предать. Если всё же эту казнь ему заменят на денежный выкуп, то он должен дать такой выкуп за свою жизнь, какой с него потребуют. Так же следует поступить с ним, если его бык забодает мальчика или девочку. Но если забодает бык раба или рабыню, то хозяин быка должен уплатить их хозяину тридцать шекелей серебра, а быка нужно забить камнями.

Если кто-нибудь раскроет прежде выкопанную яму для воды или выкопает новую яму и не закроет ее хорошо, а туда упадет чей-то бык или осел, то виновный должен будет возместить потерю серебром, но туша животного останется ему. Если чей-то бык насмерть забодает соседского быка, пусть продадут живого быка и деньги разделят пополам, так же как и тушу животного. Но если уже было известно, что бык бодлив, а хозяин недосмотрел за ним, то он должен отдать своего быка за погубленного, а тушу животного может взять себе.

a) 21:1 Или: решения (суда).

b) 21:6 Букв.: к Богу — вероятно, судьи как свидетели представляли Бога.

c) 21:6 Друг. возм. пер.: надолго.

d) 21:7 Возможно, также и в наложницы. В древности, при тех условиях, на которых заключались супружеские союзы, и при крайней бедности многих семей, родители могли пытаться найти лучшую, чем их, долю для своих дочерей.

e) 21:11 Букв.: уйдет даром, без серебра.

f) 21:13 Букв.: тебе.

g) 21:14 Или: из ненависти.

h) 21:17 Или: кто изрекает проклятья на.

i) 21:21 Букв.: деньги.

j) 21:22 Или: люди.

k) 21:23 Букв.: если произойдет несчастный случай.

l) 21:29 Букв.: вчера-позавчера.

m) 21:29 Букв.: мужчину или женщину.

n) 21:31 Букв.: сына или дочь.

o) 21:32 Шекель — мера стоимости, эквивалентная стоимости 11,5 г серебра.

p) 21:33 Или: колодец; см. примеч. к Быт 37:24.

q) 21:34 Букв.: хозяин ямы.

r) 21:34 Букв.: мертвое (животное); то же в ст. 35, 36.