Книга пророка Иезекииля, глава 14

Осуждение идолопоклонства

Пришли ко мне несколько человек из старейшин израильских и сели передо мной. И было мне слово Господне: «Смертный человек! Эти люди возводят идолов в сердце своем, взор свой они направили к погибельному греху своему. Как Я могу им отвечать? Передай им, скажи, что так говорит Владыка Господь: „Всякий человек из народа Израилева, который живет с идолами в сердце, взор свой направляет к погибельному греху, а затем идет к пророку, — получит от Господа такой ответ, какого заслуживают его многочисленные идолы! Быть может, так поймет народ Израилев, что все они стали Мне чужими из-за своих идолов“.

И потому скажи народу Израилеву то, что говорит Владыка Господь: „Покайтесь! Отвернитесь от своих идолов, отвернитесь от своих мерзостей! Я, Господь, Сам дам ответ всякому человеку из народа Израилева и всякому живущему в Израиле переселенцу, всем тем, кто оставил Меня, живет с идолами в сердце, взор свой направляет к погибельному греху, а потом идет к пророку, чтобы вопрошать Меня. Я свершу суд над таковыми, сделаю их знамением и притчей во языцех, положу конец их пребыванию среди народа Моего, и узнаете, что Я — Господь.

А если тот пророк, будучи обманутым, станет пророчествовать, то знайте, что это Я, Господь, ввел его в заблуждение и Я удалю его из Моего народа Израиля, занесу над ним руку и истреблю его. Оба они: и вопрошавший, и пророк — будут подвергнуты одному и тому же наказанию за свою вину, чтобы народ Израилев впредь не оставлял Меня и не осквернял себя преступлениями своими, и тогда он будет Моим народом, а Я буду его Богом“, — таково слово Владыки Господа».

Грядущий суд неотвратим

И вновь было мне слово Господне: «Смертный, если грешит против Меня страна, вероломно изменив Мне, Я занесу над ней руку, лишу ее хлебных запасов, пошлю ей голод и истреблю в ней и людей, и скот. И даже если бы Ной, Даниил и Иов жили в той стране, то своей праведностью эти трое спасли бы лишь собственные жизни, — говорит Владыка Господь. — И если Я нашлю на ту страну лютых зверей, которые разорят ее, и станет она из-за этих зверей пустой и безлюдной, куда не ступит нога человека, то даже эти трое, окажись они среди ее жителей, — жив Я, — клятвенно заверяет Владыка Господь, — не спасут ни сыновей, ни дочерей — лишь сами они спасутся, а страна превратится в пустыню. И если Я нашлю меч на эту страну и повелю мечу пройти по стране и истребить в ней людей и скот, то и эти три праведника, — жив Я, — говорит Владыка Господь, — не спасут ни сыновей, ни дочерей — лишь сами спасутся. И если Я пошлю на эту страну моровое поветрие, изолью на нее Мою ярость в кровопролитии и людей и скот истреблю, то будь в ней Ной, Даниил и Иов, — жив Я, — говорит Владыка Господь, — не спасут они ни сыновей своих, ни дочерей, но своей праведностью они спасут лишь собственные жизни».

Потому так говорит Владыка Господь: «Куда более разрушительными будут те четыре наказания: меч, голод, лютые звери и моровое поветрие, которые Я пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот. Но уцелеет остаток — он покинет город, и когда выйдут оттуда ваши сыновья и дочери и вы увидите их дела и поступки, тогда не будете так скорбеть о бедствии, которое Я обрушил на Иерусалим, — обо всем, что Я обрушил на него. Утешат они вас тем, что, когда вы увидите их дела и поступки, поймете, что не напрасно Я подверг Иерусалим всем этим бедствиям». Таково слово Владыки Господа.

a) 14:4 Букв.: дома; то же в ст. 5–7, 11.

b) 14:4 Или (ближе к букв.): свой грех (превратил) в камень преткновения.

c) 14:5 Или: так Я обличу.

d) 14:6 Или: вернитесь; ср. 18:30, 31.

e) 14:8 Букв.: Я обращу лицо Свое.

f) 14:9 Для древних израильтян было характерно такое понимание Бога, в основе которого лежит идея теоцентризма — представление о том, что Бог ответствен за всё, что происходит в мире: и худое, и доброе; ср. 1 Цар 18:10; 2 Цар 24:1 и последующие стихи. Выражаясь современным языком, Бог допустил этот обман. См. также 20:25, 26.

g) 14:13 См. примеч. к 4:16.

h) 14:14 Традиционно считается, что это указание на Даниила, персонажа одноименной книги Библии, хотя Даниил был еще достаточно молод в то время, когда пророчествовал Иезекииль. Некоторые усматривают здесь указание на другую личность из ханаанских сказаний с похожим именем (так называемого «угаритского Данни-Ила»).

i) 14:15 Букв.: лишат ее (жителей) детей.

j) 14:21 Или (ближе к букв.): куда большими будут те четыре Моих лютых / смертельных наказания.