Первая книга Моисеева. Бытие, глава 15

Божьи обещания и Завет

Некоторое время спустя видение посетило Аврама — в том видении было к нему слово Господне:

«Не бойся, Аврам!

Я — твой щит.

Я и вознагражу тебя щедро».

«Владыка мой, Господи! — ответил Аврам. — Что можешь Ты дать мне, если я ухожу из мира сего бездетным? Наследник дома моего — Элиэзер из Дамаска». И со скорбью добавил: «Увы! Не дал Ты мне потомка, и вот мой домочадец — наследник мой».

Но ему тогда же словом Господним был дан ответ: «Не ему быть твоим наследником. Зачатый от семени твоего будет наследником твоим!»

Господь вывел Аврама из шатра и сказал ему: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если счесть их можешь! Столь многочисленным будет потомство твое!»

Аврам поверил Господу, и Господь вменил ему это в праведность.

И сказал Господь Авраму: «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы отдать тебе землю эту как наследство, тебе завещанное».

«Владыка мой, Господи! — воскликнул Аврам. — Как подтвердится то, что я буду владеть ею?»

«Приведи Мне сюда, — ответил ему Господь, — ни разу не телившуюся трехлетнюю корову, трехлетнюю козу, барана трехлетнего, принеси горлицу и голубя-птенца оперившегося». Аврам исполнил всё, как было велено ему: рассек животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек. Слетались хищные птицы, но Аврам отгонял их.

При заходе солнца впал Аврам в глубокий сон, и мрак великий и ужас объяли его. Тогда сказал Господь Авраму: «Знай же, что потомки твои будут людьми пришлыми в земле чужой; четыреста лет они будут жить в порабощении и угнетении. Но суды Мои постигнут народ, поработивший их, — и твои потомки уйдут оттуда с большим имуществом. А ты с миром отойдешь к праотцам твоим и погребен будешь в старости глубокой. Лишь в четвертом поколении твои потомки возвратятся сюда, ибо преступления амореев еще не достигли своего предела».

Когда зашло солнце и наступила тьма, внезапно словно дым из печи и факел пылающий прошли между рассеченными животными. В тот день в Своем Завете, Союзе, что заключил Господь с Аврамом, Он заверил его: «Потомству твоему отдаю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат, — землю кенеев, кениззеев, кадмонеев, хеттов, периззеев, рефаимов, амореев, ханаанеев, гиргашеев и евусеев».

a) 15:1 Букв.: было слово Господне к Авраму в видении, сказавшееЕвр. давар, обычно переводимое как «слово», в этом контексте означает, что Аврам, подобно всем библейским пророкам, получил откровение от Господа.

b) 15:1 Или: Кто Сам есть твоя великая награда.

c) 15:2 Букв.: сын. Евр. текст всей фразы не вполне ясен.

d) 15:4 Букв.: и вот слово Господне (было) к нему.

e) 15:5 Букв.: Он вывел наружу; действия здесь, как и в ст. 7 (в первом случае) и в ст. 9, 13, могли совершаться либо Самим ГОСПОДОМ, либо «словом ГОСПОДА» — грамматически возможны оба прочтения.

f) 15:6 Или: доверился.

g) 15:10 Букв.: привел их всех к Нему.

h) 15:17 Таким был древний ритуал заключения договора, союза (Иер 34:18–20): договаривающиеся стороны рассекали животных на части и, проходя между этими частями, призывали на себя участь рассеченных животных в случае нарушения заключенного соглашения. Отсюда в подлиннике и выражение «рассекать Союз», которое переводится теперь как «заключать Союз». Здесь и далее словами «Завет» и «Союз» переводится одно и то же евр. слово берит («завет» в традиционном переводе). Пламя было образом, указывающим на присутствие ГОСПОДА, Яхве (ср. Исх 3:2). См. также примеч. к 6:18.

i) 15:18 «Река Египетская» — возможно, речь идет о пересыхающем потоке (вади) на северо-восточной границе Египта.