Первая книга Моисеева. Бытие, глава 25

Смерть Авраама

Авраам взял себе другую жену, ее звали Кетура, она родила ему Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Ишбака и Шуаха. У Йокшана родились Шева и Дедан. Ашшуреи, летушеи и леуммеи — потомки Дедана. Сыновья Мидьяна: Эфа, Эфер, Ханох, Авида и Эльдаа. Все они потомки Кетуры.

Всë, чем он владел, Авраам передал Исааку, а сыновей наложниц своих он щедро одарил и еще при жизни своей отослал их на восток, в земли восточные, подальше от сына своего Исаака.

Всех лет жизни Авраама — сто семьдесят пять. Прошли годы странствий его, и он скончался. Умер Авраам в глубокой старости, насытившись жизнью; и отошел он к праотцам своим. Похоронили его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на востоке от Мамре, на поле Эфрона-хетта, сына Цохарова, на поле, которое Авраам приобрел у хеттов; и Авраам, и жена его Сарра погребены там. После смерти Авраама благословил Бог его сына Исаака, поселившегося возле Беэр-Лахай-Рои.

Сыновья Измаила

Запись о потомках Измаила, сына Авраама от египтянки Агари, рабыни Сарриной.

И вот имена сыновей Измаила по старшинству: Невайот, первенец Измаила, за ним Кедар, Адбеэль, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема, Етур, Нафиш и Кедма. Это сыны Измаила, по именам которых названы селения и стоянки их. Это двенадцать вождей со своими племенами.

Измаилу было сто тридцать семь лет, когда он испустил свой последний вздох; умер он и приобщился к покою праотцев своих. Потомки Измаила расселились от Хавилы до Шура, что находится восточнее Египта по направлению к Ашшуру. Жили они в стороне от всех братьев своих.

Иаков и Исав

Потомки Исаака, сына Авраамова.

У Авраама родился Исаак. Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля-арамея из Паддан-Арама, сестру Лавана-арамея.

У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился Господу о жене своей. Ответил Господь на мольбу его: Ревекка, жена его, зачала. Младенцы же во чреве ее так сильно толкали друг друга, что она воскликнула: «Если так и впредь будет, то для чего мне это?» И пошла вопросить Господа.

Господь сказал ей:

«В себе два народа ты носишь,

два племени, что путями своими

пойдут от рожденья;

одно племя сильней другого станет,

и старший будет младшему слугой!»

Когда настало ей время родить, оказалось — близнецы во чреве ее! Первый явился на свет красноватым, волосатым, как ворсистая одежда, его назвали Исавом. Потом родился второй близнец, ухватившийся рукой своей за пятку Исава; его назвали Иаковом. Исааку было шестьдесят лет, когда они родились.

Дети выросли. Исав стал ловким охотником, человеком поля, а благонравный Иаков предпочитал оставаться дома. Исаак любил Исава — нравилась ему дичь Исавова, а Ревекка любила Иакова.

Однажды, когда Иаков готовил обед, Исав вернулся с охоты, измученный и голодный. «Изнемог я! — сказал он Иакову. — Дай, прошу, мне поесть того красного, того варева красного». (Потому и прозвали его Эдом.)

«Хорошо, если право быть первенцем сейчас же уступишь мне», — ответил Иаков. «К чему мне это право — я умираю!» — вскричал Исав. «Сперва поклянись мне», — настаивал Иаков; и после того, как он продал Иакову свое право считаться первенцем в семье, дал Иаков хлеба Исаву и чечевичной похлебки. Тот поел, попил, поднялся и ушел. Так пренебрег Исав своим правом быть в семье первенцем.

a) 25:8 Букв.: приобщился к народу своему евр. эвфемизм, означающий «умереть».

b) 25:12 См. примеч. «а» к 2:4; то же в ст. 13, 19.

c) 25:18 Или: к Ассирии. Возможно, здесь имеется в виду упомянутое в ст. 3 племя ашшуреев, обитавших на Синайском полуострове.

d) 25:18 Друг. возм. пер.: они (букв.: он, т. е. Измаил) всему родству сели на шею.

e) 25:25 Или: рыжий. Из текста неясно, относится ли это определение к коже или волосам ребенка.

f) 25:25 Т. е. грубый, волосатый.

g) 25:26 Т. е. держащийся / хватающий за пяту, как бы желающий поставить подножку, отсюда производное значение: обманщик. В именах обоих братьев игра евр. слов: слова «красноватый» (адмони) и «волосы» (сеар) указывают на место, где будут жить потомки Исава (Эдом и Сеир), а имя Иаков (евр. Яаков) созвучно евр. слову «пятка» (акев).

h) 25:30 Игра слов: Эдом (название страны, в которой жили потомки Исава) и адом («красный»).

i) 25:31 Право первенца, первородство, давало как материальные, так и духовные преимущества (Исх 13:2; Втор 21:17).