Послание к евреям, глава 12

Взирая на Иисуса

Окруженные столь многими свидетелями, отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, вырвемся из сетей греха, в которые так легко попадаем, и с упорством атлета устремимся к поставленной перед нами цели, видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры. В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия. Дабы не изнемочь вам и не пасть духом, думайте о Том, Кто подвергся такому поруганию от грешников.

Кого любит, тех и воспитывает Господь

В своей борьбе со грехом вы еще не до крови ему противостояли и забыли, как видно, ободряющие слова Писания, которые и к вам, как к детям Божиим, обращены:

«Сын Мой, задумайся серьезно,

когда наставляет тебя Господь,

и не отчаивайся, когда Он тебя исправляет,

ибо того и воспитывает Господь, кого любит,

и всякого сыном Своим признаваемого

строго наказывает ».

Для вашей же пользы и приходится вам терпеть: Бог, как с сыновьями Своими, обращается с вами. А что это за сын, если отец не воспитывает его со всей строгостью? Если же вы такого воспитания, какое все настоящие сыновья получают, лишены, то не законные вы сыновья, а внебрачные. И заметьте: когда земные наши отцы со строгостью воспитывали нас, разве переставали мы уважать их? Так не должны ли мы тем более повиноваться Отцу духовному и учиться жить? Те лишь к короткой, земной жизни готовили нас, когда наказывали, и притом по своему разумению, Бог же знает, что служит нам во благо вечное и что делает нас сопричастными святости Его. Всякое наказание, когда совершается оно, кажется, конечно, не радостью, а печалью, но приносит потом плод мира и праведности тем, кого так поучали.

Так что не опускайте рук своих и пусть не дрожат колени ваши, прямой идите дорогой, чтобы хромые, которые есть среди вас, не сбились с пути, а напротив, немощи свои одолели.

Горький корень неверия

Стремитесь к миру со всеми и освящению жизни вашей. Без этого никто не увидит Господа. Бойтесь лишиться благодати Божьей и не допустите, чтобы какой-нибудь ядовитый корень, разрастаясь, причинил вам вред и испортил многих. Смотрите, чтобы не было среди вас ни блудников, ни святотатцев, вроде Исава, который за похлебку продал первородство свое. Вы помните, что потом он уже просил о благословении, умолял о нем со слезами, но в его сердце не нашлось места подлинному раскаянию, и был он отвергнут.

Два завета

Ныне подошли вы к горе — не к той, что пылает огнем, так что к ней не притронуться, не ко тьме беспросветной, не ко мраку вы подошли, не с бурей встретились, не на звуки трубы вы пришли, не на голос, который вещал столь мощно, что слышавшие его умоляли не говорить им больше ничего. (Такое случилось однажды: люди не в силах были тогда внимать грозному повелению Бога: «Даже зверь, если ступит он на эту гору, должен быть побит камнями». Это было так страшно, что сам Моисей возопил: «Я в страхе и трепете!»)

Нет, вы к другой горе подошли, к Сиону, ко граду Бога Живого — небесному Иерусалиму, вы пришли к мириадам ликующих ангелов, собравшихся на торжество, к Церкви первенцев вы пришли, чьи имена записаны на небесах, и к Самому Судии всех, к Богу, и к духам праведников, которые достигли совершенства. Вы пришли к Иисусу, Который новым заветом соединил нас с Богом, и к крови кропления, которая о лучшем говорит, нежели Авеля кровь.

Смотрите же, не отвергните Говорящего вам. Ведь если наказания не избежали те, кто не захотел слушать Бога, возвещавшего на земле, то тем большее постигнет нас возмездие, если отвернемся от Говорящего с неба. Тогда от голоса Его вздрогнула земля, теперь же Он предвозвещает: «В другой раз не одну только землю поколеблю, но и небо». Слова «в другой раз» говорят нам, что грядущее это сотрясение сметет всё из прежде сотворенного, что не сможет устоять, дабы осталось только неколебимое.

Но Царство, нас ожидающее, нерушимо, потому будем с трепетом благоговейным благодарить Бога и служить Ему так, как Он того хочет. Ведь Бог наш — огонь, сжигающий всё, что гнев Его вызывает.

a) 12:1 Букв.: поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей.

b) 12:1 Букв.: будем участвовать в назначенном нам забеге.

c) 12:2 Букв.: Источник/Причина и Завершитель веры.

d) 12:5 Или: забыли утешение.

e) 12:5 Или: не смотри на то легкомысленно, когда исправляет/наказывает.

f) 12:6 Притч 3:11, 12.

g) 12:7 Букв.: воспитания.

h) 12:9 Букв.: Отцу духов.

i) 12:10 Друг. возм. пер.: они воспитывали нас, чтобы приготовить к немногим дням жизни.

j) 12:11 Или: всякое же строгое воспитание в настоящее время.

k) 12:12 Букв.: потому укрепите уставшие руки и колени ослабевшие.

l) 12:15 Букв.: горький.

m) 12:16 Эти слова можно понимать как в буквальном смысле, так и в переносном; ср. Мф 12:39.

n) 12:16 Букв.: беззаконника/мирского.

o) 12:17 Друг. возм. пер.: он больше уже не мог найти возможности (букв.: места) для (своего) обращения.

p) 12:18 Букв.: ибо вы не подошли к тому, что осязаемо, к огнем пылающему.

q) 12:20 Некот. рукописи добавляют: или пронзен стрелою; Исх 19:13.

r) 12:21 Втор 9:19.

s) 12:22 См. в Словаре Сион.

t) 12:24 Букв.: и к Посреднику нового завета, Иисусу.

u) 12:26 Букв.: обещает.

v) 12:26 Агг 2:6.

w) 12:28 Букв.: получая Царство неколебимое.