Книга пророка Осии, глава 4

Бог обвиняет Израиль и его священников

«Внемлите же, израильтяне, слову Господа!

Он против вас, живущих в стране сей,

обвинение выдвигает,

ибо нет здесь ни верности, ни преданности,

и Бога не признают.

А вероломство и обман, убийства,

воровство и блуд — безмерны;

кровопролитию нет конца.

Потому земля ваша стонет под вами,

изнывает всё живущее на ней:

звери дикие, птицы небесные,

даже рыбы морские гибнут!

Однако никто не вправе возводить обвинения,

не вправе осуждать другого!

Весь народ твой такой же, как и священники,

на которых он обвинения возводит.

Что же до тебя, священник,

ты хоть днем, хоть ночью спотыкаешься,

и вслед за тобой падает лжепророк.

Вот и уничтожу Я Израиль, тебя породивший.

Гибнет народ Мой, знания не обретя.

И коли вы, священники, знание это отвергли,

не служить вам более Мне — отвергнуты вы;

пренебрегли вы Законом Бога вашего —

и Я пренебрегу детьми вашими.

Ведь чем больше священников становилось,

тем больше грешили они против Меня —

обесславили свое высокое призвание.

От грехов народа Моего они кормятся

и беззакониям его радуются!

Участь одна ждет и народ, и священников:

со всех равно взыщу за пути их беззаконные,

всем воздам за дела неправедные.

Будут есть, да не пойдет им пища впрок,

и, сколько б ни блудили они,

не возрастет их потомство,

ибо оставили они Господа, предавшись блуду.

Идолопоклонство в Израиле

Вина всякие — молодые и старые —

отняли у них разум.

Вот и ищет народ Мой совета

у идолов разных

и посох деревянный за вещуна принимает.

Ибо дух блуда сбил их с пути,

и изменили они Богу своему.

Высоко в горах приносят они жертвы,

на холмах кадят своим божкам,

под дубом, тополем, теревинфом пируют,

укрываясь в тени их приятной.

Потому и стали дочери их блудницами,

и невестки их прелюбодействуют.

Но не с дочерей за блуд

и не с невесток за разврат взыскивать стану,

коли вас самих так и тянет к распутницам;

вы жертвы приносите

вместе с блудницами при капищах,

а народ гибнет, здравого смысла лишенный!»

Если прелюбодействуешь ты, Израиль,

так пусть хотя бы Иуда не был в этом повинен!

Не должен он ходить в Гилгал,

тянуться к Бет-Авену

и клясться при этом: «Жив Господь

Израильтяне упорствуют,

как нетель упрямая,

Как же Господу пасти их на лугу широком,

где пасут ягнят послушных?

Привязались к идолам ефремляне

подальше держитесь от них!

Напившись, они оргиям языческим предаются;

да и князья их бесстыдного не чураются.

Унесет их ветер,

подхватив на крылья свои, —

посрамлены будут за поклонение идолам.

a) 4:1 Или: истины.

b) 4:1 Или: не знают.

c) 4:2 Или: клятвопреступление.

d) 4:4 Один из возм. переводов; или (ближе к букв.): твой народ, как те, кто со священниками спорит; друг. чтение: Я предъявлю обвинение тебе, священник.

e) 4:5 Букв.: матерь твою.

f) 4:7 Или: чем богаче священники.

g) 4:7 Перевод по древн. евр. традиции; масоретский текст: Я в позор обращу славу их.

h) 4:8 Или: от жертв за грех; ср. Лев 6:24–26, где жертва за грех отдается в пищу священникам.

i) 4:11 Или: оставили они Господа. 11Блуд и вина

j) 4:12 Букв.: у дерева своего.

k) 4:14 Букв.: ибо они (отцы или священники) с блудницами удаляются; то же третье лицо сохраняется и до конца стиха.

l) 4:15 Букв.: дому нечестия — саркастическое наименование Бет-Эля (букв.: дом Бога; Син. пер.: Вефиль), где процветали языческие культы. См. также 5:8 и 10:5.

m) 4:16 Нетель — молодая, ни разу не телившаяся корова.

n) 4:17 Ефрем — родоначальник колена, носящего его имя. В свое время это колено играло такую важную роль в Северном царстве, Царстве израильском, что его имя использовалось для обозначения всех десяти колен этого царства.

o) 4:18 Букв.: щиты (здесь в переносном смысле — защитники народа).

p) 4:19 Букв.: их жертвенники.