Книга пророка Исайи, глава 28

Предостережение Северному царству

Горе Самарии — венцу Ефремову,

коим кичатся бражники его!

Увядает роскошная краса его,

что венчала долину плодородную,

вино сразило жителей ее!

Но есть у Господа некто крепкий, могучий,

грозе подобен он и граду, нещадному вихрю,

потокам вод, хлынувшим после бури;

рукою его повергнет Господь их на землю!

Истопчут ногами венец Ефрема,

коим гордились пьянствующие сыны его.

Увянет, как цветок, их роскошная краса,

что венчала плодородную долину;

будет с ней как со смоквой,

созревшей до срока, —

кто заметит плод,

тот сорвет и сразу съест его.

Сам Господь Воинств станет в тот день

венцом прекрасным, короной роскошной

для выжившего народа;

будет Он духом правосудия

для тех, кто в судах заседает,

станет силою того,

кто дает отпор врагам у городских ворот.

Хмельные пророки Иудеи

Вот священник и пророк шатаются от вина,

спотыкаются от браги!

Они от этих напитков шатаются,

вином наливаются, во хмелю спотыкаются;

видения их ложны, в суждениях один вздор.

Рвотой своей все столы осквернили,

чистого места нигде не осталось.

Говорят они обо мне:

«Кого это он учить собрался?

С кем решил поделиться знанием?

С младенцами, едва отнятыми от груди?

С сосунками, что едва из колыбели?

Всё это бессвязный детский лепет,

бурчание и бормотание,

слов обрывки то тут, то там».

Потому словами непонятными,

на языке чужом

будет говорить Господь с народом этим,

которому уже сказал Он однажды:

«Здесь будете вы в безопасности,

пусть здесь отдохнет изнуренный,

здесь сладок сон», —

но они и слушать не хотели.

Для них слово Господне

бессвязный детский лепет,

бурчание и бормотание,

слов обрывки то тут, то там.

И потому, когда встанут они и пойдут,

вдруг упадут навзничь и разобьются,

в сетях запутаются, пойманы будут.

Краеугольный камень для Сиона

Так послушайте слово Господне, насмешники,

вы, кто правит этим народом в Иерусалиме!

Вы бахвалитесь:

«С самой смертью мы договор заключили,

и с Шеолом у нас соглашение,

не обрушится на нас губительный поток,

ложь — убежище наше,

за обманом спрячемся мы».

Поэтому так говорит Владыка Господь:

«Кладу Я камень на Сионе,

во главу угла его кладу —

проверенный камень,

ценный — в самое основание.

Уповающий на него не устрашится!

Правосудие сделаю Я мерным шнуром,

праведность — отвесом,

а убежище лжи град побьет,

потаенные места ее воды затопят.

Разорван будет ваш договор со смертью,

расторгнуто будет соглашение с Шеолом;

когда хлынет сокрушительный поток,

не устоите вы.

День за днем, с утра и до самого вечера

волны его будут обрушиваться на вас,

не зная пощады».

Ужас охватит вас,

когда поймете слова эти!

Коротка постель — не вытянуть ног,

покрывало узко — не завернуться.

Как на горе Перацим, восстанет Господь,

во гневе, как в долине Гивонской,

совершит Свое дело — дело необычайное,

труд Свой сотворит неслыханный!

Потому не глумитесь,

чтобы не заключили вас в более тяжкие оковы, —

слышал я повеление Владыки, Господа Воинств,

об уничтожении всей земли.

Мудрость Божья

Прислушайтесь к голосу моему,

внимайте моим словам!

Во всякий ли день пашет пахарь,

приготовляя землю к посеву?

Боронит ли он ее без устали?

Нет, после того как разровняет поверхность ее,

разбрасывает он семена укропа, сыплет тмин,

сеет рядами пшеницу,

а в нужном месте — ячмень

и рядом — полбу.

Бог научил его сему, дав ему разум!

Обмолачивают ли укроп зубчатым катком,

кладут ли тмин под молотильные колеса?

Нет, из укропа зерна выбивают колом,

и тмин палкой обмолачивают.

А зерно молотят,

катают по колосьям молотильные колеса —

но в меру,

не то копыта коней разотрут зерна.

И всё это — от Господа Воинств,

и замысел Его дивен,

мудрость Его безмерна!

a) 28:1 Вероятно, имеется в виду столица Северного царства, Израиля (Ефрема), — Самария, жители этого города находятся в состоянии духовного и, как следствие, морального упадка, о чем свидетельствует их образ жизни.

b) 28:7 См. примеч. к 5:11.

c) 28:10 Или: цав-цав, цав-цав; кав-кав, кав-кав — возможно, здесь подражание невразумительной речи пьяных или детей. Друг. возм. пер.: всё наказ и наказ, наказ да наказ, правило к правилу, за правилом правило, здесь немного, там немного; то же в ст. 13.

d) 28:13 Или: потому будет им такое слово Господне.

e) 28:13 Или: и едва пойдут

f) 28:15 Или: необоримый / неистовый; букв.: потопляющий.

g) 28:16 LXX: верующему в него стыдиться не придется.

h) 28:21 Речь идет о двух сражениях в истории Израиля: во времена Давида (2 Цар 5:20) и во времена Иисуса Навина (Ис Нав 10:10, 11).