Книга пророка Исайи, глава 44

Израиль — Божий избранник

А теперь послушай Меня,

Иаков, слуга Мой,

Израиль, избранник Мой!

Так говорит Господь, сотворивший тебя,

созидавший тебя от чрева,

надежный Помощник твой:

«Не бойся, слуга Мой Иаков,

Ешурун, избранник Мой!

Я пролью воду на жаждущую пустыню,

потоками напою землю иссохшую,

Я изолью Дух Мой на потомство твое,

благословение — на твоих детей.

Будут они произрастать, как тростник среди вод,

словно ивы при водных потоках».

И скажет тогда один из них:

«Я Господень»,

а другой назовется именем Иакова,

третий на руке своей напишет,

что он Господень,

и станет имя Израиля носить.

Так говорит Господь,

Избавитель и Царь Израиля,

Господь Воинств:

«Я первый, Я и последний,

и нет Бога, кроме Меня.

Кто равен Мне?

Пусть отважится заявить об этом,

пусть расскажет он Мне,

как устроил Я Свой древний народ,

или пусть поведает Мне о грядущем,

заранее о будущем объявит.

А вы не бойтесь и не страшитесь,

Я давно ведь вам возвестил, предсказал,

вы сами Мне в том свидетели.

Есть ли Бог, кроме Меня?

Есть ли другая Скала? —

Не знаю такой!»

Все, кто идолов ваяет, — ничтожны, кумиры их любезные пользы им не приносят; и свидетели их не видят того и не знают, потому и ждет их позор. Кто делает божка, идола отливает, — всё без толку, — позор того ждет, и всех, кто с ним заодно. Те ремесленники, обыкновенные люди, пусть все они соберутся, встанут рядом, — они ужаснутся и разом позору преданы будут.

Кузнец из железа выкует топор, раскалив его на углях, молотком придаст ему форму, силы свои вложит в это дело, проголодается и устанет, от жажды изнеможет. Резчик проведет линию, острием наметит очертания, вырежет резцом и обточит, придаст сделанному образ привлекательного человека, чтобы поместить его в святилище. Рубит он себе кедры, выбирает дубы и кипарисы, дает им вырасти в лесу или сажает сосну, чтобы вытянулась она под дождями. Что-то из этого дерева пойдет на обогрев человеку: возьмет он немного, чтобы развести огонь, согреться и хлеба испечь; а из остального сделает для себя божка и станет ему поклоняться, вытешет истукана и падет перед ним. Половина дров уйдет на костер, на них он зажарит мясо. Когда же насытится, согреется он, скажет: «Ну вот, тепло мне теперь, смотрю на огонь и радуюсь». А из остатков дерева сделает себе бога, истукана, чтобы перед ним простираться, и падет пред ним с мольбою: «Спаси меня! Ты — бог мой!»

Не знают они ничего, не понимают, закрыты глаза их — не видят, а ум — не разумеет. Такой никак не возьмет в толк, не поймет и не догадается спросить у себя: «Если из половины я развел костер, на углях испек хлеб, зажарил мясо и наелся, зачем же из остатка делать мерзость, к чему поклоняться деревяшке?» Такой человек питается прахом, сбивает его с пути истинного обманувшееся сердце, не спасти ему себя, не скажет он: «То, что в руке у меня, — не обман ли?»

Господь — Творец и Искупитель

«Помни же об этом, Иаков,

Израиль, слуга Мой,

Я создал тебя, чтобы был ты Моим слугой,

Я тебя не забуду, Израиль!

Я развеял, словно тучу, преступления твои,

рассеял, как туман, твои грехи,

так вернись же ко Мне — Я тебя искупил!»

Ликуйте, небеса, о том, что совершил Господь!

Восклицайте радостно, земные долины,

отзовитесь восторгом, горы,

леса и деревья в них,

потому что Господь искупил Иакова,

прославился Он в Израиле!

Так говорит Господь,

искупивший тебя

и от чрева матери созидавший:

«Я — Господь, Творец всего!

Я, никто иной, раскинул небеса

и распростер землю.

Я свожу на нет знамения лжепророков,

изобличаю глупость гадателей,

отправляю ни с чем мудрецов

и знание их превращаю в безумие.

Я исполняю слово слуги Моего,

свершаю сказанное вестниками его,

Я говорю, что Иерусалим будет вновь заселен,

а города Иудеи — отстроены,

и развалины — восстановлены.

Прикажу Я бездне моря — и она пересохнет,

повелю рекам — иссякнут они.

Пастырем Своим назову Я Кира,

он исполнит волю Мою,

скажет об Иерусалиме: „Отстройте город!“,

о Храме: „Заложите его основания!“»

a) 44:2 Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу (Втор 32:15; 33:5, 26).

b) 44:7 Возможно, имеется в виду народ Божий.

c) 44:8 Или: разве Я не возвестил вам это от начала и не предсказал вам?

d) 44:9 Свидетели — те, кто выступает за идолопоклонство, они противоположны свидетелям Божьим.

e) 44:13 Букв.: в доме, в знач. в капище.

f) 44:14 Букв.: и дождь питает ее.

g) 44:21 Друг. чтение: Израиль, не забудь меня.

h) 44:28 Возможно, здесь предсказывается появление Кира Великого, персидского царя: он орудие Божье, посредством которого Бог осуществляет Свой промысел не только о еврейском народе, но и о народах, его окружающих.