Книга Судей Израилевых, глава 11

Правление Иеффая

Иеффай из Гилада был могучим воином. Его матерью была продажная женщина, а отцом — Гилад. Были у Гилада сыновья и от жены, и когда они выросли, то прогнали Иеффая, сказав ему: «Не будет тебе доли в наследстве отца нашего, ведь ты рожден чужой женщиной». И пришлось Иеффаю бежать от своих братьев и поселиться в земле Тов. Туда к нему стекались негодные люди, и вместе с ним они ходили на разбой.

Спустя некоторое время аммонитяне пошли войной на Израиль. И тогда гиладские старейшины отправились в землю Тов за Иеффаем. Попросили они Иеффая: «Вернись и будь нашим вождем в войне с аммонитянами!» Ответил Иеффай гиладским старейшинам: «Не вы ли меня отвергли, изгнали из отчего дома? Что же вы теперь ко мне пришли, когда случилась с вами беда?» А гиладские старейшины сказали Иеффаю: «Потому мы и пришли просить тебя, чтобы ты повел нас на войну с аммонитянами, чтобы ты стал вождем нашим и выступил во главе всех жителей Гилада». Переспросил Иеффай гиладских старейшин: «А если я поведу вас на войну с аммонитянами и Господь дарует мне победу, останусь ли я вашим главой?» И гиладские старейшины заверили Иеффая: «Пусть Сам Господь будет нам свидетелем, мы всё сделаем по твоему слову». Отправился Иеффай с гиладскими старейшинами в Мицпу, и народ поставил его своим главой и вождем. И Иеффай повторил перед Господом в Мицпе всё то, что он сказал гиладским старейшинам.

Потом Иеффай отправил послов к царю аммонитян с такими словами: «Что ты имеешь против меня? Зачем ты вторгся в мою землю и пошел войной на меняТак ответил царь аммонитян послам Иеффая: «Израиль по пути из Египта захватил мои земли от Арнона до Яввока и до берегов Иордана. Верни мне их по-доброму». Снова Иеффай отправил послов к царю аммонитян с такими словами: «Так говорит Иеффай: не захватывал Израиль земли у Моава и у аммонитян! Выйдя из Египта, Израиль направился через пустыню к Красному морю и дошел до Кадеша. Потом Израиль отправил послов к царю эдомскому и просил разрешения пройти через его страну, но царь эдомский отказал ему. Отправил Израиль послов к царю моавскому, но и тот ему отказал, и Израиль остался в Кадеше. Обойдя стороной Эдом и Моав, прошел он через пустыню, подошел к Моаву с востока и стал лагерем на другом берегу реки Арнон. Но в пределы Моава он не вторгался, ведь река Арнон — граница Моава. Потом Израиль отправил послов к Сихону, царю аморейскому, царю Хешбона, и просил разрешения пройти через его страну к своей земле. Но Сихон не доверился Израилю и не разрешил пройти через его страну, а собрал свое войско, встал лагерем в Яхаце и сразился с израильтянами. А Господь, Бог Израилев, предал Сихона и его народ в руки израильтян, и израильтяне одержали победу над амореями и захватили все те земли, где прежде обитали амореи. Завладели они всей землей аморейской — от Арнона до Яввока и от пустыни до берегов Иордана. Сам Господь, Бог Израилев, изгнал амореев ради Своего народа, Израиля, и ты теперь хочешь захватить эти земли? Разве ты не владеешь тем, что Кемош, твой бог, отдал тебе во владение? Потому и мы будем владеть теми землями, которые Господь, Бог наш, дал нам во владение. Чем ты лучше Балака, сына Циппора, царя Моава? Враждовал ли он с Израилем, воевал ли с ним? Вот уже триста лет израильтяне живут в Хешбоне и его окрестностях, в Ароэре и его окрестностях и в прочих селениях у Арнона. Что же раньше вы не требовали их себе? Ничем я перед тобой не провинился, а ты причиняешь мне зло — идешь на меня войной. Да рассудит ныне Господь израильтян и аммонитян, пусть Он будет Судьей!» Но царь аммонитян не стал слушать слов Иеффая, переданных ему послами.

Дочь Иеффая

Сошел на Иеффая Дух Господень, и прошел Иеффай по Гиладу и по землям Манассии, побывал в Мицпе Гиладской и оттуда направился к аммонитянам. Дал тогда Иеффай Господу обет: «Если Ты предашь в мои руки аммонитян, то первое, что выйдет из ворот моего дома, когда я буду возвращаться назад с победой над аммонитянами, станет Господним — я принесу это в жертву всесожжения». Пошел Иеффай войной на аммонитян, и предал Господь их в его руки. И он нанес им жестокое поражение, преследовал от Ароэра до Миннита и захватил двадцать селений до самого Авель-Керамима; так израильтяне подчинили себе аммонитян.

Вернулся Иеффай в свой дом в Мицпу — и навстречу ему вышла его единственная дочь, танцуя в хороводе под бубен! Кроме нее, не было больше у Иеффая ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, то разорвал на себе одежды и закричал: «О дочь моя! Какой удар ты нанесла мне! Подобно тем, кто мне желает зла, — ведь я дал обет Господу и не могу нарушить его!» Отвечала она ему: «Отец, если ты дал обет Господу, то поступи со мной, как обещал, ведь Господь через тебя воздал твоим врагам, аммонитянам». И еще она сказала отцу: «Лишь об одном прошу: отпусти меня на два месяца, я пойду на холмы и стану там оплакивать вместе с подругами свою участь, что замуж мне не выйти». Он согласился отпустить ее на два месяца, и она на холмах оплакивала вместе с подругами свою участь. Когда прошли эти два месяца, она вернулась к отцу, и он исполнил свой обет. И замужем она не была. Повелось в Израиле с тех пор, что на четыре дня в году израильские девушки уходят поминать дочь Иеффая из Гилада.

a) 11:3 Или: вместе с ним они совершали набеги; букв.: с ним они выходили.

b) 11:16 Или: Тростниковому морю; или: морю Суф; Син. пер.: Чермному морю.

c) 11:31 Евр. текст неясен. Друг. возм. пер.: первый, кто… Маловероятно, что Иеффай заведомо предполагал человеческую жертву. Выйти ему навстречу могло и бегающее по двору животное. В любом случае, его решение дать такой обет было весьма опрометчивым. Человеческие жертвы были мерзостью для древних израильтян, и на это существовал строгий запрет (см. Лев 18:21; 20:2; Втор 12:31; 18:10; Иер 19:5; Иез 20:30, 31; 23:37, 39).

d) 11:31 Или: в здравии / с успехом.

e) 11:37 Букв.: целомудрие / невинность мою; то же в след. стихе.

f) 11:39 Букв.: мужа она так и не познала.

g) 11:40 Или: петь плачи.