Книга Судей Израилевых, глава 3

Народы, не изгнанные из земли ханаанской

Вот какие народы Господь оставил в земле ханаанской, чтобы испытать израильтян — тех, кто не участвовал в сражениях с ханаанеями, чтобы и у новых поколений израильских был опыт, чтобы научились воевать те, кто не умел прежде: оставил Господь филистимлян (пять их областей с правителями), всех ханаанеев, сидонян и хиввеев, что живут на Ливане, от горы Баал-Ермон до Лево-Хамата. Все эти народы были оставлены, чтобы испытать израильтян и узнать, будут ли они повиноваться заповедям Господним, данным их отцам через Моисея. И жили израильтяне среди ханаанеев, хеттов, амореев, периззеев, хиввеев и евусеев: брали в жены их дочерей, своих дочерей выдавали за их сыновей и богам их служили.

Отниель освобождает Израиль от гнета

Так израильтяне стали творить зло перед Господом, оставив Господа, своего Бога, служа ваалам и Ашерам в рощах. Разгневался Господь на израильтян, предал их в руки Кушан-Ришатаима, царя месопотамского Арама, и были они в рабстве у Кушан-Ришатаима восемь лет. И когда израильтяне возопили к Господу о помощи, Он послал им избавителя: спас их Отниэль, сын Кеназа, младший брат Халева. Был на нем Дух Господень, и он был судьей Израиля, правил им. Он пошел войной на врага, и Господь предал в его руки Кушан-Ришатаима, царя Арама. Победил он Кушан-Ришатаима, и прекратились войны в этой стране, был мир сорок лет, пока Отниэль, сына Кеназа, не умер.

Правление Эхуда

А израильтяне снова стали творить зло пред Господом, и Он направил против них Эглона, царя моавского за то, что они творили зло пред Господом. Эглон собрал к себе аммонитян и амалекитян, выступил в поход и одержал победу над израильтянами, завоевав Город пальм. И были израильтяне в рабстве у Эглона, царя моавского, восемнадцать лет.

Возопили тогда израильтяне о помощи к Господу, и Господь послал им избавителя — Эхуда, сына Геры, потомка Вениамина. Эхуд был левшой. Израильтяне отправили его с данью к Эглону, царю моавскому. А Эхуд приготовил себе обоюдоострый меч в локоть длиной и привязал его под одеждой к правому бедру. Доставил Эхуд дань Эглону, царю моавскому (это был тучный человек). Он передал дань и отослал людей, что их несли, а сам от идолов, что стояли в Гилгале, вернулся к царю Эглону и сказал ему: «Царь, есть у меня к тебе тайное слово!» Тот немедленно отослал всех своих приближенных, и они вышли. Тогда Эхуд поднялся к нему в личные покои, в верхнюю прохладную комнату, и сказал: «Есть у меня для тебя слово от Бога!» Эглон поднялся с кресла, а Эхуд выхватил левой рукой меч, привязанный у него на правом бедре, и вонзил ему в живот, так что рукоять вошла вслед за клинком и меча не видно стало под жиром, потому что Эхуд не стал извлекать меча из тела. И вышли испражнения. А Эхуд выбрался во внутренний двор; дверь же верхней комнаты он закрыл и запер.

Когда Эхуд ушел, слуги подошли к дверям верхней прохладной комнаты, нашли их запертыми и решили, что Эглон уединился там, чтобы справить нужду. Так они ждали, пока их не смутило, что Эглон так долго не открывает двери верхней комнаты. Тогда они взяли ключ и, отперев дверь, увидели, что владыка их лежит на полу мертвый. И пока они были в замешательстве, Эхуд скрылся, прошел мимо идолов и бежал в Сеиру.

Когда Эхуд возвратился, он протрубил в рог на Ефремовом нагорье. Израильтяне спустились вместе с ним с гор, и он шел впереди них. «Идите за мной! — призвал он их. — Господь отдал вам в руки врагов ваших, моавитян!» Израильтяне последовали за ним, захватили берега подле бродов Иордана по дороге в Моав и никого из моавитян не пропускали. И нанесли израильтяне поражение Моаву, около десяти тысяч моавитян было убито: все они были могучие воины и тучные, и никто из них не спасся. В тот день израильтяне победили моавитян, и прекратились войны в этой стране, был мир восемьдесят лет.

После Эхуда был Шамгар, сын Анат; он нанес поражение филистимлянам, уничтожив около шестисот человек колом, которым погоняют волов. Он тоже, как и Эхуд, стал избавителем израильтян.

a) 3:7 Или: столбам Ашеры — символы богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии.

b) 3:8 Евр. Арам-Нахараим — Арам среди двух рек.

c) 3:9 Отниэль становится первым судьей-избавителем; поскольку он упоминался прежде в связи с Иисусом Навином, этот рассказ служит переходом от эпохи завоеваний Иисуса Навина к эпохе судей.

d) 3:11 Букв.: и успокоилась страна от войны; то же в ст. 30; 5:31 и 8:28; ср. Ис Нав 11:23; 14:15.

e) 3:15 Букв.: не владел правой рукой.

f) 3:16 Евр. гомед — эта мера длины упоминается только здесь, традиционно: локоть — около полуметра; LXX: пядь — около 22 см.

g) 3:19 Или: дело.

h) 3:19 Букв.: и он сказал: «Тихо

i) 3:22 Букв.: живота.

j) 3:22 Или: меч вышел из заднего прохода.

k) 3:31 Или: Аната.