Книга Судей Израилевых, глава 6

Иго мидьянитян

Но израильтяне творили зло перед Господом, и Господь предал их в руки мидьянитян на семь лет. Тяжким было для израильтян мидьянское иго, и потому стали они устраивать себе убежища в горах — пещеры и крепости на вершинах. Всякий раз, едва пройдет у израильтян сев, как налетят на них мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена: встанут лагерем, сметут урожай повсюду, вплоть до самой Газы, не оставив им никакого пропитания, ни овцы, ни быка, ни осла. Наезжали они со стадами и шатрами, было их много, что саранчи: не счесть ни их самих, ни верблюдов; гибель несли они всей стране. Обнищал Израиль из-за мидьянитян, и возопили израильтяне к Господу о помощи.

Когда израильтяне возопили к Господу о помощи от мидьянитян, Господь послал к ним пророка с такой вестью: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „Я вывел вас из Египта и освободил от рабства. Я избавил вас от египтян, от всех угнетателей ваших, Я изгнал их и отдал вам их земли. И Я сказал вам: „Я — Господь, Бог ваш, не преклоняйтесь перед богами аморейскими, хоть и живете вы в земле их“. Но вы не послушались голоса Моего!“»

Призвание Гедеона

И явился ангел Господень и сел в Офре под дубом Йоаша, потомка Авиэзера. Сын его Гедеон тем временем обмолачивал пшеницу, спрятавшись от мидьянитян в давильне для винограда. Ангел Господень явился ему и сказал: «Сам Господь сопутствует тебе, могучий воин!» Гедеон ответил ему: «Так ли, Владыка мой? Если Господь с нами — то почему же всё это обрушилось на нас? И где чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы, вспоминая: „Не Господь ли вывел нас из Египта?“ Нет, отверг нас ныне Господь, предал в руки мидьянитян». Обратился тогда к нему Господь и сказал: «Иди и силой этой, тебе дарованной, избавь Израиль от мидьянитян. Не Я ли посылаю тебя?» Гедеон ответил ему: «Не могу я, Владыка мой, спасти Израиль. Род мой — самый слабый в колене Манассии, а сам я младший в доме моего отца». Господь же сказал ему на это: «Я пребуду с тобой, и ты поразишь всех мидьянитян, как ты сразил бы одного человека». Но Гедеон сказал Ему: «Если я снискал расположение Твое, покажи мне явно, что это Ты говоришь со мной. Прошу Тебя, Господи, оставайся здесь, пока я не вернусь с даром, который принесу Тебе». И Господь ответил ему: «Я буду здесь до тех пор, пока ты не вернешься».

И Гедеон пошел и приготовил мясо козленка и из эфы муки испек пресных лепешек. Мясо он положил в корзину, а мясной отвар налил в горшок. Всё это он принес к дубу и положил перед ангелом. И ангел Господень сказал ему: «Положи мясо и лепешки на эту скалу и вылей на них мясной отвар». Гедеон так и сделал. Ангел Господень протянул жезл, который держал в руке, коснулся им мяса и лепешек — и вышел из скалы огонь и поглотил мясо и лепешки. А ангел Господень скрылся из виду. И тогда осознал Гедеон, что это воистину был ангел Господень, и воскликнул: «Горе мне, Владыка Господи! Ведь Я лицом к лицу видел ангела ГосподняНо Господь ответил: «Мир тебе! Не бойся, ты не умрешь». Построил Гедеон на том месте жертвенник Господу и назвал его «Господь, мир дарующий»; он и по сей день стоит в Офре Авиэзеровой.

В ту же ночь Господь повелел ему: «Возьми у отца своего молодого теленка и семилетнего быка и разрушь жертвенник Ваала, стоящий у отца, и сруби столб Ашеры при нем. И на этом возвышении поставь жертвенник Господу, возьми быка, приготовь всё необходимое и принеси его в жертву всесожжения на костре, а столб Ашеры используй как дрова».

Гедеон разрушает жертвенник Ваала

Гедеон взял десяток слуг и поступил так, как повелел ему Господь. Но, опасаясь своих домочадцев и жителей селения, он не решился делать это днем, а сделал ночью. Рано поутру встали жители селения и видят, что жертвенник Ваала разрушен, столб Ашеры при нем срублен, а на недавно устроенном жертвеннике принесен в жертву бык. Стали они спрашивать друг у друга: «Кто это сделал?!» Искали они, узнали и объявили: «Гедеон, сын Йоаша, сделал это!» И жители селения стали требовать от Йоаша: «Приведи сюда сына! Пусть он умрет за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил столб Ашеры при нем». На это Йоаш сказал всем, кто окружил его: «Зачем вам вступаться за Ваала? Зачем пытаться спасти его? Всякий, кто вступится за него, этой же ночью будет предан смерти! Если Ваал бог, то он сам за себя и постоит, ведь это его жертвенник разрушен». И стали с того дня называть Гедеона Еруббаалем, что означает: «Пусть Ваал сам постоит за себя», потому что Гедеон разрушил его жертвенник.

А все мидьянитяне, амалекитяне и другие восточные племена собрались вместе, перешли Иордан и встали лагерем в Изреельской долине. И Дух Господень объял Гедеона, он протрубил в рог и призвал род Авиэзера следовать за ним. И Гедеон разослал гонцов ко всем потомкам Манассии и призвал их последовать за ним; послал он гонцов и к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они пошли и примкнули к нему.

Знак, поданный Господом Гедеону

И Гедеон сказал Богу: «Если Ты, Господи, моей рукой будешь спасать Израиль, как Ты и говорил, то вот овечья шерсть, я разложу ее на гумне. Если роса осядет только на шерсти, а земля вокруг останется сухой, то я буду знать, что Ты моей рукой спасешь Израиль, как Ты и говорил». Так оно и было: встав рано поутру, он выжал из шерсти целую чашу воды. И Гедеон сказал Богу: «Не прогневайся на меня за то, что я еще раз обращусь к Тебе и снова испытаю, что будет с шерстью: на этот раз пусть шерсть останется сухой, а роса осядет только на земле вокруг нее». Так Бог и сделал следующей ночью: сухой осталась шерсть, а на земле вокруг нее была роса.

a) 6:2 Или: неприступные места.

b) 6:3 Букв.: сыны востока; то же в ст. 33.

c) 6:8 Букв.: вывел из дома рабства.

d) 6:9 Букв.: от руки Египта и от руки всех ваших угнетателей.

e) 6:10 Букв.: не бойтесь богов / не благоговейте пред богами.

f) 6:14 В LXX: ангел Господень; то же в ст. 16.

g) 6:15 Букв.: как я могу спасти Израиль?

h) 6:17 Букв.: сотвори мне знак.

i) 6:18 Или: не уходи отсюда.

j) 6:18 Букв.: Он.

k) 6:19 Эфа — мера сыпучих тел, около 22 л.

l) 6:24 Евр. Яхве шалом.

m) 6:25 Так в масоретском тексте; LXX: откормленного тельца, семилетнего тельца (речь возможно идет об одном животном, а не о двух); то же в ст. 26, 28.