Книга пророка Иеремии, глава 49

Весть об Аммоне

Об аммонитянах так говорит Господь:

«Разве нет у Израиля сыновей

или наследника нет у него?

Так почему же идол аммонитян Милхом

захватил владения Гада

и народ его в городах Гада поселился?

Придет время, —

говорит Господь, —

когда Я повелю клич боевой издать,

призывающий на войну против Раввы,

против города сыновей Аммона;

и превратится он в груду развалин,

и дочери его в огне сгорят,

и возвратит Израиль земли свои, —

говорит Господь. —

Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай,

стенайте, дочери Раввы,

препояшьтесь вретищем, рыдайте,

в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,

потому что уведут Милхома в плен,

и жрецов его, и всю знать.

Что ты хвалишься своими долинами?

Иссякнет сила твоя,

дочь-отступница.

Ты полагалась на сокровища свои, говорила:

„Кто выступит против меня?“

Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, —

говорит Владыка, Господь Воинств, —

придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, —

все вы изгнаны будете,

повсюду рассеяны,

и не найдется того,

кто собрал бы воедино странников.

Но после этого верну Я аммонитянам

всё утраченное ими», —

это слово Господне.

Весть об Эдоме

Об Эдоме так говорит Господь Воинств:

«Разве нет более мудрости на Темане,

или здравые советы перевелись у разумных,

или же мудрость покинула их?

Поверните назад и бегите,

укройтесь в ущельях,

жители Дедана!

Я подвергну его бедствиям Исава,

пришло время, и Я взыщу с него.

Когда бы твой виноградник обирали,

разве не оставили бы хоть немного ягод?

И если бы воры ночные пришли,

они украли бы столько, сколько им нужно.

Я же донага раздел Исава,

обнаружил тайники его,

он нигде не может укрыться;

истреблены и потомки, и братья его,

и соседей у него не осталось.

Но оставь сирот своих,

Я сохраню им жизнь,

и вдовы твои на Меня пусть уповают».

Так говорит Господь: «Даже те, кто не заслужил испить эту чашу, вынуждены испить ее; так неужели ты избегнешь наказания? Нет, не избегнешь ты наказания — выпьешь ее до самого дна. Ибо Я поклялся, — это слово Господне, — что Боцра будет наводить на окружающих ужас, станет посмешищем, руинами, проклятьем, и все города ее превратятся навеки в развалины».

Слышал я весть от Господа,

и вестник был послан к народам:

«Собирайтесь и наступайте на Эдом,

поднимайтесь на бой!

Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов,

презираемым средь людей.

Ты думал, что внушаешь ужас,

но обольстило тебя гордое сердце твое,

живущий в расселинах скал

обладатель горных высот.

Свей ты гнездо свое

так высоко, как орел,

низвергну тебя и оттуда, —

это Господа слово. —

Сделает Эдом свою страну устрашением для других, и всякий прохожий ужаснется и присвистнет, увидев, какие наказания они понесли». Так же было, когда Господь уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и сказал Господь: «Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища.

Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?» Потому послушайте о замысле Господа, что Он задумал об Эдоме, и о намерении Его, что Он решил о жителях Темана: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей. От звука паденья их задрожит земля, а крик их слышен будет до самого Красного моря. Он взмоет ввысь, как орел, и будет парить, простирая крылья над Боцрой, и сердца эдомских воинов в тот день затрепещут, как сердце роженицы.

Весть о Дамаске

О Дамаске.

«Трепет охватил Хамат и Арпад,

ибо дошли до них слухи о бедствии,

мечутся они в страхе,

подобно волнующемуся морю,

что стихнуть никак не может.

Сник Дамаск, задрожал,

приготовился к бегству.

Мука и боль объяла его, как роженицу.

Как оказался заброшен город,

столь восхваляемый раньше,

поселенье отрады Моей?

Падут его юноши на площадях,

и все воины его погибнут в тот день, —

говорит Господь Воинств. —

Я предам огню стены Дамаска,

и пожрет он чертоги Бен-Хадада».

Весть о Кедаре и Хацоре

О Кедаре и царствах Хацора, которые разбил Навуходоносор, царь вавилонский, так говорит Господь:

«Восстаньте, наступайте на Кедар,

разорите сынов Востока!

Отнимите у них шатры и стада,

покрывала их и всю утварь,

заберите их верблюдов.

Пусть кричат им:

„Ужас кругом!“

Бегите, скитайтесь вдали,

укройтесь в отдаленных ущельях,

жители Хацора, —

это Господа слово, —

ибо Навуходоносор, царь вавилонский,

имеет замысел против вас

и намерение свое решил осуществить.

Поднимайтесь, выступайте

против народа благополучного,

живущего беспечно, —

говорит Господь. —

Нет у них ни дверей, ни запоров,

живут они от всех в стороне.

Но похищены будут верблюды их,

несметные стада их

добычей станут,

на все четыре стороны развею Я

народ с выстриженными висками

и со всех сторон обрушу на них бедствия, —

говорит Господь. —

И станет Хацор прибежищем для шакалов,

вечным запустением,

так что не поселится там человек

и никто не будет искать там пристанища».

Весть об Эламе

Слово Господне, которое было пророку Иеремии об Эламе. В начале правления Седекии, царя иудейского, сказано было ему: «Так говорит Господь Воинств: „Я переломлю лук Элама, главную силу его. Пошлю на Элам четыре ветра с четырех сторон небес и развею его по всем этим ветрам, и не будет такого народа, к которому бы не бежали изгнанники Элама. Я повергну Элам в ужас пред их врагами и перед теми, кто жаждет их смерти, подвергну их бедствию, ярости гнева Моего, — это Господа слово. — И пошлю меч им вслед до полного их истребления. И возведу престол Мой в Эламе, а царя и знать уничтожу, — говорит Господь. — Но в последние дни Я верну Эламу всё утраченное им“», — таково слово Господа.

a) 49:1 Аммон был небольшим царством к северо-востоку от Моава, которое постоянно вступало в военные конфликты в Заиорданье с племенами Рувима, Гада и Манассии из-за территориальных прав на земли к северу и к югу от потока Яввок. Центром Аммона был город Равва (современный Амман). После выселения израильтян из Заиорданья в 733 г. до Р. Х. аммонитяне завладели их городами (49:1). Как и Моав, Аммон сначала подчинялся Навуходоносору и поддерживал его в походах против Иудеи (4 Цар 24:2). Но в 594 г. до Р. Х. он вместе с Моавом и Эдомом восстал против Вавилона (27:3). Согласно Иосифу Флавию, Аммон был побежден Навуходоносором в 582 г. до Р. Х.

b) 49:2 Или: дочерние поселения. В таргумах и Пешитте: поселения ее, в LXX: жертвенники.

c) 49:2 Здесь присутствует игра слов: «отнимет у того, кто раньше отнял».

d) 49:3 Друг. чтение: бродите с порезами (на теле).

e) 49:7 Теман — имя одного из потомков Исава и одного из родов эдомитян. Этим именем также называлась северная часть страны Эдом, в которой проживали потомки этого рода (ср. Быт 36:11, 15, 34). Здесь Теман — символ всей страны Эдом, как и Боцра (см. ст. 13, ср. также Иер 49:20; Иез 25:13).

f) 49:7 Букв.: испорчена / прогнила.

g) 49:13 Вместо «Боцра» LXX переводит «внутри него», т. е. Эдома.

h) 49:17 Букв.: удары.

i) 49:20 Или: Я опустошу их пастбища из-за них.

j) 49:23 Букв.: в стыде Хамат и Арпад. Г. Хамат на р. Оронт в 183 км севернее Дамаска и г. Арпад, расположенный на 158 км дальше к северу, лежали на пути завоевателей с севера, Ассирии и Вавилона.

k) 49:23 Букв.: растаяли / оробели.

l) 49:27 Речь идет о царской династии, правившей Арамеей с 843 г. до Р. Х. (ср. 4 Цар 8:7–15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4 Цар 13:3, 24). Такое же имя носил ряд царей Сирии.

m) 49:28 LXX: царица двора. Кедар и Хацор служат здесь для обозначения кочевых арабских племен.

n) 49:32 Букв.: по всем ветрам.

o) 49:34 Элам — страна с восточной стороны р. Тигр (на юго-западе современного Ирана) со столицей в г. Сузы.