Евангелие по Иоанну, глава 19

Тщетные попытки Пилата освободить Иисуса

Велел тогда Пилат увести Иисуса и бичевать. А после этого солдаты сплели и надели Ему на голову терновый венец. Они набросили на Него пурпурное одеяние и, подходя к Нему, говорили: «Да здравствует „Царь иудейский“!», и били Иисуса по лицу.

Пилат вновь вышел и сказал иудеям: «Вот Он, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что никакой вины я в Нем не нахожу». И вышел Иисус в терновом венце и пурпурном одеянии. «Вот Этот Человек!» — сказал им Пилат.

Но как только увидели Его первосвященники и стража их, стали кричать они: «Распни! Распни!»

«Берите Его и сами распните! — сказал Пилат. — Я в Нем вины не нахожу».

«У нас есть закон, — возразили иудеи, — и согласно закону Он должен быть предан смерти, потому что за Сына Божия выдает Себя».

Когда Пилат услышал эти слова, он сильно испугался. Вернувшись в преторий, он спросил Иисуса: «Откуда Ты?» Иисус молчал. Пилат удивился: «Отказываешься разговаривать со мной? Но разве не знаешь Ты, что в моей власти освободить Тебя и в моей власти распять Тебя?»

«Никакой власти не имел бы ты надо Мной, — ответил [ему] Иисус, — не будь дано тебе то свыше, так что на том больший грех, кто предал Меня тебе».

После этого Пилат снова попытался освободить Иисуса, но иудеи закричали: «Если отпустишь Его, не друг ты кесарю! Кто себя выдает за царя, тот против кесаря восстает».

После таких слов приказал Пилат вывести Иисуса, а сам сел на судейское место, называвшееся «Каменным помостом» (по-еврейски Гаввафа). Было это всё в день приготовления к Пасхе, около полудня.

«Вот ваш Царь!» — сказал Пилат иудеям.

Они же кричали: «Долой Его! Долой! Распни Его!»

«Царя вашего распять?» — спросил Пилат.

«Нет у нас иного царя, кроме кесаря», — ответили первосвященники.

Тогда, уступая им, отдал Пилат Иисуса на распятие.

Распятие

Воины увели Иисуса. Он Сам нес из города крест Свой до места, которое называлось «Череп» (по-еврейски Голгофа). Там распяли Его и вместе с Ним двух других, по обе стороны от Него.

Пилат велел сделать на доске надпись и прикрепить ее ко кресту; было написано там: «ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ». Место, где распяли Иисуса, было неподалеку от города, и надпись была сделана на еврейском, на латинском и на греческом, так что ее смогли прочитать многие иудеи. Иудейские первосвященники сказали поэтому Пилату: «Нельзя писать, что Он Царь иудейский! Напиши, что Он называл Себя Царем иудейским!»

«Что я написал, то написал», — ответил Пилат.

Воины, распявшие Иисуса (их было четверо), взяли Его одежду и поделили между собой. Сняли с Него и хитон, он был цельнотканый, без швов. Воины сказали друг другу: «Не будем рвать его, а бросим жребий, кому достанется!»

Так исполнились [слова] Писания:

«Разделили одежды Мои между собой,

и жребий бросили об одеянии Моем».

Это и сделали воины.

А у креста, на котором распяли Иисуса, стояли мать Его и сестра матери Его, стояла с ними Мария, жена Клеопы, и Мария Магдалина. Увидев мать Свою и возле нее ученика, которого особенно Он любил, сказал Иисус матери: «О женщина, это — твой сын!» Потом добавил, обращаясь к ученику: «Вот мать твоя!» Тогда-то взял ее тот ученик в дом к себе.

Смерть Иисуса

После этого, зная, что всё уже совершилось, Иисус, исполняя тем сказанное о Нем в Писании, промолвил: «Пить».

Там стоял полный кувшин с винным уксусом. Воины, обмакнув в него губку, насадили ее на ветку иссопа и поднесли к губам Его. Отведав этого кислого питья, Иисус воскликнул: «Совершилось!» — и, уронив голову на грудь, умер.

Было это накануне субботы, и власти иудейские не захотели, чтобы тела оставались на крестах, потому что была та суббота днем особого торжества. Они попросили Пилата, чтобы перебили ноги распятым и сняли тела их с крестов. Пришли воины и перебили ноги и у одного, и у другого из тех двоих, что были распяты с Иисусом. Подойдя же к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не стали перебивать ног Его, но один воин пронзил Ему копьем бок, и тотчасиз раны потекли кровь и вода. Об этом свидетельствует очевидец, свидетельство его истинно, и он знает, что всё сказанное им верно, и сказано для того оно, чтобы и вы уверовали. Ибо произошло это во исполнение написанного: «Ни одна из костей Его не будет переломлена». И еще в другом месте Писания сказано: «Смотреть они будут на Того, Кого пронзили».

Погребение Иисуса

Потом Иосиф из Аримафеи попросил Пилата разрешить ему забрать тело Иисуса. Иосиф был учеником Иисуса (хотя и тайным из-за страха перед властями иудейскими). Получив согласие Пилата, он пошел на место казни и взял тело Иисуса. Пришел также и Никодим — тот самый, который в первый раз приходил к Иисусу ночью. Принес он смирну, смешанную с алоэ, всего около ста фунтов. Они взяли тело Иисуса и, как принято у иудеев при погребении, обернули его льняными пеленами с благовониями. В том месте, где распяли Его, был сад, и в том саду — новая гробница, в которой еще никто не был похоронен. В этой гробнице и положили Иисуса. Гробница была совсем недалеко, поэтому и смогли они похоронить Его еще до окончания дня приготовления.

a) 19:6 Или: слуги.

b) 19:8 Букв.: еще больше.

c) 19:14 Или: была же это пятница перед Пасхой.

d) 19:14 Букв.: был час шестой; см. примеч. к 1:39.

e) 19:16 Букв.: они.

f) 19:23 Букв.: воины, когда распяли Иисуса, взяли одежды его и разделили на четыре части, каждому воину по части.

g) 19:23 Хитон — длинная мужская сорочка.

h) 19:24 Пс 22:18 (21:19).

i) 19:29 Очевидно, имеется в виду разбавленное водой скисшее виноградное вино, которым обычно утоляли жажду римские воины.

j) 19:30 Букв.: отдал дух.

k) 19:31 Или: а так как была пятница; букв.: день приготовления.

l) 19:31 Букв.: ибо день той субботы был великим.

m) 19:36 Исх 12:46 (LXX).

n) 19:37 Зах 12:10.

o) 19:39 См. примеч. к 12:3.

p) 19:42 Букв.: ради (дня) приготовления иудеев (или: ради пятницы).