Евангелие по Иоанну, глава 2

Брачный пир в Кане

Через два дня в Кане, что в Галилее, была свадьба. И была там мать Иисуса. Иисус с учениками Его тоже был приглашен на свадьбу. Когда на том пире кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему: «У них нет вина».

«Должно ли это беспокоить нас, о женщина? — ответил ей Иисус. — Не пришел еще час Мой».

Тогда мать Его сказала слугам: «Делайте всё, как Он скажет вам!»

Были там каменные кувшины для воды (иудеи пользовались ими для ритуальных омовений), шесть их было, и вмещали они от восьмидесяти до ста двадцати литров каждый.

«Наполните кувшины водой», — сказал Иисус слугам. Те наполнили их до краев. Тогда сказал Он им: «Теперь зачерпните и отнесите распорядителю пира!» Так и сделали они. Когда распорядитель пира отведал воды, ставшей вином (а он, конечно, не знал, откуда оно, знали только слуги, зачерпнувшие воду), подозвал он жениха и сказал ему: «Все, кого я знаю, сначала подают хорошее вино, а потом, когда уже много выпьют гости, — похуже, ты же лучшее берег до сих пор».

Так совершил Иисус в Кане галилейской первое из Своих чудесных знамений. Явил Он там впервые силу Свою и величие, и уверовали в Него ученики Его.

После того пришел Он с матерью Своей, братьями и учениками в Капернаум. Они пробыли там несколько дней.

Изгнание из Храма

И как приближалась Пасха иудейская, то Иисус пошел в Иерусалим. Во дворе Храма Он увидел торговцев, которые продавали быков, овец и голубей; были здесь и сидевшие за своими столами менялы. Иисус сделал из веревок бич и выгнал из Храма всех торговавших вместе с овцами их и быками. Столы менял опрокинул Он, рассыпав их деньги, а продавцам голубей сказал: «Уберите все это отсюда! Не превращайте в торжище Дом Отца Моего!» Вспомнили тогда ученики Его, что в Писании сказано: «Преданность Дому Твоему уничтожит Меня».

Тогда вожди иудейские спросили его: «Какое знамение явишь Ты нам, чтобы доказать Свое право так поступать?»

«Разрушьте Храм этот, — ответил им Иисус, — и Я в три дня воздвигну его».

«Как, — возразили они, — сорок шесть лет строился этот Храм, а Ты берешься воздвигнуть его в три дня?!» Но, говоря о Храме, Иисус имел в виду тело Свое. Потом уже, когда воскрес Иисус из мертвых, ученики Его вспомнили, что Он говорил об этом, и обрели уверенность в Писании и в словах Иисуса.

Человек — не тайна для Иисуса

Во дни пребывания Его в Иерусалиме на празднике Пасхи многие, видя чудесные знаменья, которые Он творил, уверовали в Него. Иисус же не вверял Себя им, потому что знал их всех; Он не нуждался ни в чьих свидетельствах о ком бы то ни было, ибо Сам знал, что в каком человеке есть.

a) 2:4 Букв.: что Мне и тебе. Семитский оборот речи, используемый как возражение против вмешательства.

b) 2:6 Букв.: вмещавшие по две или три меры.

c) 2:11 Букв.: славу.

d) 2:17 Букв.: рвение (в заботе) о Доме Твоем пожрет Меня. В приведенной цитате из Псалма 69:9 (68:10) глагол «заест/сожрет» в евр. тексте и в Септуагинте стоит в прошедшем времени «съела/сожрала». Там и строкой ниже Давид говорит о том, что он уже перенес от врагов своих. Ученики Иисуса теперь могли думать о том, к чему приведет это Его рвение, и потому этот же глагол у Иоанна — в будущем времени.

e) 2:21 Букв.: Он же говорил о храме тела Своего.

f) 2:22 Или: был поднят/пробужден.

g) 2:23 Букв.: во имя Его.