Евангелие по Иоанну, глава 3

Беседа с Никодимом

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских. Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».

Иисус ответил:

«Поверь Мне: кто не родится свыше,

не увидит Царства Божия».

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, —

кто не родится от воды и Духа,

тот не сможет войти в Царство Божие.

От плоти рождается только плоть,

и лишь Дух рождает дух.

Не удивляйсятому, что сказал я тебе:

каждый из вас должен родиться свыше.

Ветер веет, где хочет.

Но, даже если слышишь шум его,

не знаешь, откуда он и где будет дуть потом.

Так и с каждым, кто родится от Духа».

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. — Верь Мне, мы говорим о том, что знаем,

и о том свидетельствуем, что видели.

А вы свидетельства нашего не принимаете.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю,

поверите ли словам Моим о небесном?

Ведь на Небе не бывал никто, кроме Сына Человеческого,

с Неба и сошедшего.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне,

так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.

Бог ведь так полюбил этот мир,

что пожертвовал Сыном Своим единственным,

чтобы всякий, кто верит в Него,

не погиб, но обрел жизнь вечную.

Не для того Бог послал Сына в мир,

чтобы Он судил его,

но чтобы спасен был мир через Него.

Никто из верующих в Него судим не будет;

а неверующий уже осужден,

потому что не поверил в единственного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел,

а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут,

дабы не раскрылось содеянное ими.

Но кто истине следует во всем, что он делает,

тот к Свету тянется, и тогда явным становится:

всё, что делает он, в послушании Богу делает».

Последнее свидетельство Иоанна Крестителя

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей. Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шлии туда, чтобы принять крещение (это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении. Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, —

если не дано ему то Небом.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.

Тот и жених, у кого невеста есть.

А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его,

радуется и с ликованием внимает голосу жениха.

Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.

Ему — возрастать, мне — умаляться.

Свыше Приходящий выше всех, конечно;

а кто от земли — он и есть земной,

он и говорит, как земной.

Приходящий с Небес — [выше всех];

Он о том свидетельствует, что видел и слышал,

но свидетельству Его не внемлют.

Принявший же свидетельство это

подтверждает истинность слов Божьих.

Кто Богом послан, Тот Божии и говорит слова:

Бог без меры дает Ему Дух.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,

а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит —

гнев Божий навлекает он на себя».

a) 3:3 Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.

b) 3:6 Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.

c) 3:8 Или: дух дышит.

d) 3:13 Букв.: не восходил.

e) 3:13 Некот. рукописи добавляют: который в Небе.

f) 3:15 В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.

g) 3:16 Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.

h) 3:18 Или: не будет осужден.

i) 3:18 Букв.: не поверил в имя единственного.

j) 3:21 Букв.: а творящий истину.

k) 3:21 Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.

l) 3:27 Букв.: с Неба.

m) 3:28 Букв.: но что послан я перед Ним.

n) 3:30 Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.

o) 3:31 Букв.: и от земли говорит.

p) 3:32 Букв.: никто не принимает.

q) 3:33 Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).

r) 3:34 Или: тот.

s) 3:36 Букв.: имеет.

t) 3:36 Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.