Евангелие по Луке, глава 1

Видя, что многие уже принялись описывать события, которые произошли у нас и о которых мы узнали от тех, что были с самого начала их очевидцами и затем стали служителями слова, решил и я, тщательно изучив всё, как оно происходило, описать это по порядку для тебя, досточтимый Феофил, чтобы ты лучше узнал, насколько достоверно всё то, в чем ты был наставлен.

Предсказание о рождении Иоанна Крестителя

Во времена Ирода, царя Иудеи, был некий священник по имени Захария; он нес свое служение в Авиевой смене недельных служб. Его жена, которую звали Елизавета, также происходила из священнического рода. Оба они были праведными в глазах Божиих, живя безупречно по всем заповедям и установлениям Господним. Но у них не было детей: Елизавета была бесплодной, и уже достигли они преклонного возраста.

Однажды, когда Захария в порядке очередности совершал свое священническое служение перед Богом, ему, как было принято среди священников, выпало по жребию войти в Святилище Господне и курить благовония, а весь народ во время курения благовоний молился вне Храма.

И явился Захарии ангел Господень, он стоял по правую сторону жертвенника, на котором курились благовония. Растерялся и смутился Захария, увидев ангела, и охватил его страх. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария: твоя молитва услышана! Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном. И будешь ты радоваться и ликовать, и многие будут рады его рождению. Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни крепких напитков и преисполнится Духом Святым еще до рождения своего, и обратит многих из сыновей Израиля к Господу, Богу их. Это он, исполненный духом и силой Илии, будет идти впереди Господа, чтобы примирить отцов с детьми своими, а непокорных привести к образу мыслей праведных, приготовить народ, который был бы угоден Господу».

Захария же сказал ангелу: «Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я стар и жена моя уже в годах».

«Я — Гавриил, стоящий в присутствии Бога, — ответил ему ангел, — и послан говорить с тобой и принести тебе эту радостную весть. Но вот за то, что ты не поверил моим словам, которые исполнятся в свое время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, пока не сбудется это».

Народ же тем временем ждал Захарию и недоумевал, почему он так долго задерживается в Святилище. Когда наконец он вышел, то говорить ни с кем не мог. И люди поняли, что в Святилище было ему видение. Он же объяснялся с ними одними жестами, оставаясь немым.

И как только подошли к концу дни его служения в Храме, он вернулся к себе домой. Вскоре после этого жена его, Елизавета, зачала и первые пять месяцев провела в полном уединении. «Господь это сделал для меня, — говорила она, — Он позаботился о том, чтобы снять с меня позор перед людьми».

Благовещение

На шестой месяц после видения Захарии ангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к деве, обрученной с человеком по имени Иосиф из рода Давидова. Звали эту деву Мария. И, войдя к ней, Гавриил сказал: «Радуйся! С тобой Господь, ты удостоилась Его особой милости!»

Эти слова очень смутили ее, и она старалась понять, что могло бы означать такое приветствие. Тогда ангел сказал ей: «Не бойся, Мария! Ты обрела особую милость у Бога. И ты зачнешь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего; Господь Бог даст Ему престол Давида, праотца Его. Он будет царствовать над потомками Иакова вечно, и Царству Его не будет конца».

«Как же это возможно, если я еще не замужем?» — спросила Мария у ангела.

«Дух Святой снизойдет на тебя, — ответил ей ангел, — и сила Всевышнего тебя осенит, а потому и Святое Дитя, рожденное тобою, будет названо Сыном Божьим. Знай, что и Елизавета, родственница твоя, несмотря на свою старость, также ждет сына: она уже на шестом месяце, хотя ее и называли бесплодной. Ибо для Бога нет ничего невозможного».

«Ты видишь, — сказала Мария, — я готова служить Господу; пусть будет так, как ты сказал». И ангел оставил ее.

Мария навещает Елизавету

Вскоре после этого Мария собралась и спешно отправилась в город, расположенный в нагорье Иудеи. Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету. И как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок во чреве ее встрепенулся. Исполнилась тогда Елизавета Духом Святым и громко воскликнула: «Благословенна ты более всех женщин, и благословен плод чрева твоего! И откуда мне такое счастье? Ко мне пришла мать Господа моего! Знай же, в тот миг, когда я услыхала твое приветствие, встрепенулся от радости ребенок во чреве моем. Как блаженна поверившая, что исполнится сказанное ей Господом!»

Песнь Марии

Тогда Мария сказала:

«Превозносит душа моя Господа,

и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему,

ибо Он удостоил вниманием рабу Свою,

такую ничтожную.

И отныне все поколения людей

будут называть меня блаженной,

ибо великое совершил для меня Сильный.

Свято имя Его,

и милость Его — из рода в род к почитающим Его.

Явил Он мощь руки Своей,

рассеял возомнивших о себе гордецов,

свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных.

Голодающих Он насытил благами,

а богатых отослал ни с чем.

Он пришел на помощь Израилю, слуге Своему,

не забыв о милости, —

как и обещал праотцам нашим, —

о вечной милости к Аврааму и потомкам его».

Мария пробыла у Елизаветы около трех месяцев, а затем вернулась домой.

Рождение Иоанна Крестителя

Елизавете же пришло время родить, и родила она сына. Ее соседи и родственники услышали о том, какую великую милость явил ей Господь, и радовались вместе с нею.

На восьмой день они пришли совершить обрезание ребенку и собирались назвать его по отцу Захарией. Однако Елизавета возразила: «Нет, назовем его Иоанном».

«Но ведь в твоей родне нет никого с таким именем!» — сказали ей собравшиеся. И с помощью знаков стали спрашивать у отца, какое имя он хотел бы дать сыну. Попросив дощечку, Захария, ко всеобщему удивлению, написал: «Имя ему Иоанн». И тотчас к нему вернулась речь: он заговорил и стал славить Бога. Благоговейный трепет охватил тогда всех его соседей, и молва о том, что случилось, распространилась по всей горной Иудее. И все, кто слышал о происшедшем, хранили это у себя в сердце и спрашивали: «Кем же станет этот ребенок?» — ведь над ним явно была рука Господня.

Песнь Захарии

Тогда отец Иоанна Захария, исполненный Святого Духа, произнес пророческие слова:

«Благословен Господь, Бог Израиля,

ибо Он пришел и принес искупление народу Своему,

и дал нам могущественного Спасителя

из дома Давида, слуги Своего.

Так и обещал Он издавна,

когда говорил устами святых пророков Своих,

что спасет нас от врагов наших

и от рук всех ненавидящих нас

и что, помня святой Завет Свой,

явит милость отцам нашим.

Клятвенно заверил Он Авраама,

праотца нашего, что мы,

избавленные от рук врагов своих,

сможем безбоязненно служить Ему

в святости и праведности

перед лицом Его во все дни жизни нашей.

А ты, дитя, пророком Всевышнего

станешь именоваться,

ибо будешь идти перед Господом,

чтобы проложить путь Ему

и привести народ Его к познанию спасения

через прощение грехов народа сего.

По любви и милосердию Бога нашего

Восходящее Светило посетит нас свыше,

чтобы просветить живущих во тьме и тени смертной

и направить нас на путь мира».

А ребенок рос и укреплялся духом; жил он в пустыне до дня явления его народу израильскому.

a) 1:2 Букв.: так как уже многие попытались составить рассказ/отчет о делах, свершившихся среди нас, 2 как передали нам те, которые стали от начала очевидцами и служителями слова.

b) 1:3 Букв.: исследовав всё с самого начала.

c) 1:5 Букв.: из дочерей Аароновых.

d) 1:15 Или: уже во чреве матери своей.

e) 1:16 См. в Словаре Обращение.

f) 1:17 Букв.: обратить сердца отцов к детям.

g) 1:17 Букв.: приготовленный для Господа.

h) 1:19 Или: находящийся в окружении Божием.

i) 1:24–25 Букв.: Он посмотрел (благосклонно на меня).

j) 1:27 См. в Словаре Давид.

k) 1:27 Букв.: Мариам; «Мария» и «Мариам» — греч. формы евр. имени «Мириам».

l) 1:28 Или: приветствую.

m) 1:30 Или: обрела благодать. См. в Словаре Благодать.

n) 1:31 Иисус — греч. форма евр. имени «Йехошуа» или «Йешуа», что значит «Господь Спаситель».

o) 1:33 См. в Словаре Иаков.

p) 1:35 Или: словно тень найдет на тебя.

q) 1:37 Друг. возм. пер.: потому что у Бога не будет бессильным/бездейственным ни одно слово/дело.

r) 1:38 Букв.: смотри, (я) раба Господня.

s) 1:45 См. в Словаре Блаженный.

t) 1:45 Или: потому что.

u) 1:46 См. в Словаре Душа.

v) 1:50 Или: боящимся.

w) 1:51 Или: рассеял тех, кто надменен в своих сокровенных помышлениях.

x) 1:54 Или: в память о милости.

y) 1:55 См. в Словаре Авраам.

z) 1:66 Букв.: с ним.

aa) 1:68 См. в Словаре Искупление.

ab) 1:69 Букв.: Он поднял для нас рог спасения/избавления; см. Пс 18 (17):3.

ac) 1:70 Или: от вечности.

ad) 1:70 См. в Словаре Пророк.

ae) 1:72 См. в Словаре Завет.

af) 1:78 Или: по милосердному сердцу.

ag) 1:78 В некот. рукописях: посетило.

ah) 1:80 Друг. возм. пер.: посредством Духа.

ai) 1:80 См. в Словаре Пустыня.