Евангелие по Матфею, глава 11

Преподав эти наставления двенадцати ученикам Своим, Иисус отправился учить и проповедовать в городах Галилеи.

Сомнения Иоанна Крестителя

Когда Иоанн в темнице услышал о делах, которые совершал Христос, он послал своих учеников спросить Его: «Ты ли Тот, Кто должен был прийти, или ждать нам другого?»

Иисус ответил им: «Ступайте и передайте Иоанну то, что вы слышите и видите: слепые прозревают, глухие слышат и хромые ходят; видите прокаженных очищенными, мертвых — воскрешенными и что нуждающимся возвещается Благая Весть. И блажен, кто не найдет во Мне ничего, что могло бы его смутить и оттолкнуть».

Выше пророка

Когда ученики Иоанна ушли, Иисус, обратившись к народу, стал говорить об Иоанне: «Что же хотели увидеть вы, когда ходили в пустыню? Ведь не тростник, качающийся на ветру? На что же смотреть вы ходили? На человека в пышной одежде? Но те, кто в пышных одеждах, — они в царских дворцах. Зачем же вы ходили? Увидеть пророка? Конечно же, так, но, скажу вам, он много больше, чем пророк. Он тот, о котором в Писании говорится:

Вот, впереди Тебя

посылаю вестника Моего,

он приготовит путь Твойперед Тобой“.

Поверьте Мне, среди всех, рожденных женщинами, не было более великого, чем Иоанн Креститель; но наименьший в Царстве Небесном — больше его. От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силою берется, и люди стремятся овладеть им, полагаясь на свои усилия. Но предсказания всех пророков и Закон вели к Иоанну, и он, если хотите знать, и есть Илия, который должен был прийти. У кого есть уши, пусть услышит!

Люди нынешнего поколения — с кем сравню их? С теми детьми, что сидят на рыночной площади и друг друга укоряют:

„Мы играли вам на свирели,

а вы не плясали;

мы пели похоронные песни,

а вы не плакали“.

Ибо вот пришел Иоанн, он не ест и не пьет, а они говорят: „В нем бес“. И пришел Сын Человеческий — ест и пьет Он, а они говорят: „Вот человек, который любит есть и пить вино и дружит со сборщиками налогов и грешниками“. Но оправдана мудрость делами своими».

Горе непокаявшимся

Потом Иисус стал укорять города, в которых сотворил многие чудеса Свои, за то, что не покаялись они: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы в Тире, в Сидоне увидели те чудеса, что свершились у вас, то давно бы покаялись они, во власяницы облачившись и пеплом посыпав головы свои. И говорю вам: Сидону и Тиру будет легче в День Суда, чем вам! А ты, Капернаум, думаешь, что до неба превознесут тебя? Нет. До ада ты будешь низвержен. Ибо, если в Содоме совершились бы те чудеса, что в тебе свершены, то стоял бы и ныне он; говорю Я вам: земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе».

Внимание Христа — малым и простым

Тогда же Иисус произнес: «Благодарю Тебя, Отец, Владыка неба и земли, за то, что сокрыл Ты всё это от мудрых и разумных и открыл таким простым, как дети. Да, Отец, ибо так было угодно Тебе!

Всё вверено Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; также не знает никто Отца, кроме Сына и тех, кому Сын хочет открыть.

Придите ко Мне все, несущие тяжкое бремя трудов и забот, и Я успокою вас! Примите на себя иго заповедей Моих и у Меня учитесь, ибо кроток Я и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, потому что иго Мое удобно нести, и ноша Моя легка».

a) 11:2 В некот. рукописях: двоих из своих учеников.

b) 11:8 Букв.: в мягкой.

c) 11:9 Или: человека, несущего весть от Бога.

d) 11:10 Греч.: ангела.

e) 11:10 Мал 3:1.

f) 11:12 Друг. возм. пер.: Царство Небесное силою прокладывает себе путь, и прилагающие усилия становятся его обладателями; букв.: Царство Небесное силою берется и чинящие насилие овладевают им.

g) 11:13 Букв.: ибо (конечно) все Пророки и Закон пророчествовали до Иоанна.

h) 11:14 Мал 4:5, 6.

i) 11:19 В некот. рукописях: детьми.

j) 11:25 Или: возношу хвалу.