Евангелие по Марку, глава 7

Чистота внутренняя, духовная

Фарисеи и несколько книжников, пришедших из Иерусалима, собрались как-то вокруг Иисуса, и увидели они, что некоторые из учеников Его едят пищу «нечистыми», то есть неомытыми, руками. (Ведь фарисеи, как и все иудеи, не приступают к еде, если определенным образом не вымоют рук, следуя преданиям отцов, и, возвратившись с рынка, они не начинают есть, пока не омоются. Так держатся они и многих других предписаний, которые им были переданы, например: омовение чаш, кружек и медной посуды.)

Фарисеи и книжники спросили Его: «Почему ученики Твои не поступают по преданию отцов, а едят пищу нечистыми руками?»

Он же ответил им: «Верно пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, когда писал:

Народ этот чтит Меня лишь устами,

но сердцем своим далек он от Меня.

Тщетно их богопочитание:

человеческим заповедям учат они, как Моим *“.

Оставив заповедь Божию, вы держитесь предания человеческого.

Как искусно вы обходите заповедь Божию, — продолжал Иисус, — чтоб сохранить свое предание. Моисей сказал: „Почитай отца своего и мать свою!“ и „Злословящий отца или мать должен быть предан смерти!Вы же говорите: „Если человек скажет отцу или матери: „Корбан“ (что значит: „Я принес в дар Богу то, чем мог бы тебе помочь“)…“, — вы уже позволяете ему ничего не делать для отца или матери. Так преданием вашим, от вас же и исходящим, вы ни во что превращаете слово Божие. Да и много еще подобного этому делаете».

И вновь, подозвав к Себе народ, сказал: «Слушайте Меня все и поймите: ничто из того, что входит в человека извне, не может его осквернить, но исходящее из человека оскверняет его». []

Когда Иисус, оставив народ, вошел в дом, ученики стали спрашивать Его о значении сказанного Им. И Он ответил им: «Неужели и вы столь же непонятливые, как и прочие? Разве не знаете, что всё, входящее в человека извне, осквернить его не может? Проникает-то оно не в сердце его, а в чрево и потом выходит наружу». (Тем самым Он пояснил, что вся пища сама по себе «чиста».)

«То, что исходит из человека, — продолжал Он, — сквернит его. Ведь это изнутри, из сердца человеческого, исходят недобрые помыслы, распутство, воровство, убийства, супружеские измены, алчность, злые намерения, коварство, необузданность, зависть, злоречие, гордыня, безрассудство. Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека».

Вера язычницы

Покинув то место, Он пошел в область Тира. Там Он вошел в один дом и хотел, чтобы никто не знал о Его присутствии, но сделать это было невозможно. И тотчас некая женщина, чья дочка была одержима духом нечистым, услышала об Иисусе и, придя, пала к Его ногам. Эта женщина была язычницей, сирофиникиянкой по происхождению. Она стала просить Иисуса изгнать беса из ее дочери.

Он же сказал ей: «Дай прежде насытиться детям. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам».

«Господин, — ответила она, — и собаки едят крошки, упавшие со стола детей».

Тогда Он сказал ей: «Ты права, можешь спокойно идти домой — вышел из твоей дочери бес».

И когда она вернулась домой, то нашла свое дитя, спокойно лежащим в постели: бес вышел.

Исцеление косноязычного глухого

Затем Иисус ушел из земель Тира, прошел через Сидон и вышел к морю Галилейскому со стороны Десятиградия. И привели к Нему человека, который был глухим и косноязычным, и просили, чтобы Иисус возложил на него руки.

И, отведя его в сторону от толпы, Иисус вложил Свои пальцы ему в уши, затем, смочив их слюной, коснулся языка его. Взглянув на небо, Он вздохнул и сказал ему: «Эффата!» (что значит: «Откройся»). И [в тот же миг] уши глухого открылись, скованность языка его исчезла, и речь его стала ясной.

Иисус велел людям никому про это не говорить, но чем больше Он настаивал, тем больше они рассказывали. Их изумлению не было границ, с восхищением они говорили: «Как хорошо Он всё делает: и глухие у Него начинают слышать, и немые — говорить!»

a) 7:3 Значение этого выражения в оригинале неясно. В некот. рукописях: часто/тщательно.

b) 7:4 В некот. рукописях: пока не очистятся.

c) 7:4 Некот. рукописи добавляют: и лож, на которых возлежали за столом.

d) 7:7 Букв.: уча учениям, предписаниям человеческим. Ис 29:13 (LXX).

e) 7:8 Некот. рукописи добавляют: омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

f) 7:10 Исх 20:12.

g) 7:10 Исх 21:17.

h) 7:15 Или: сделать его (ритуально) нечистым; то же и в ст. 18, 20 и 23.

i) 7:16 Некот. рукописи добавляют: у кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!

j) 7:19 Букв.: в отхожее место.

k) 7:22 Букв.: злое око.

l) 7:22 Или: богохульство.

m) 7:24 Некот. рукописи добавляют: и Сидона.

n) 7:27 Букв.: собачкам; в оригинале здесь и в ст. 28 используется уменьшительное существительное, указывающее на маленьких домашних собак в отличие от тех больших и злых, что бродили по улицам.

o) 7:29 Букв.: за это слово.