Четвертая книга Моисеева. Числа, глава 35

Города левитов

Тогда же на равнинах Моава у Иордана, напротив Иерихона, Господь сказал Моисею: «Распорядись о том, чтобы сыны Израилевы выделили из всего наследства, которым они будут владеть, города, где смогут жить левиты, а также чтобы вокруг этих городов выделили и земли с пастбищами. Тогда будут у них города, где им жить самим, будут и угодья вокруг для скота и прочей их собственности — их коз и овец — словом, для всех их животных. Пастбища, которые дадите вы левитам, должны простираться во все стороны от стен города не меньше чем на тысячу локтей.

Наружные пределы таких городских угодий должны быть длиной по две тысячи локтей с каждой из четырех сторон: восточной, южной, западной и северной — с городом в центре. И это будут угодья, принадлежащие городам.

Среди городов, которые отдадите вы левитам, шесть будут городами-убежищами: вы позволите скрываться в них убийцам. И вы должны дать левитам еще сорок два других города, так что всего они получат сорок восемь городов с угодьями при них. Когда будете выделять города для левитов из всех владений сынов Израилевых, делайте это соразмерно с величиной каждого колена: возьмите больше городов у того колена, где их много, и меньше там, где их немного».

Города-убежища

Господь повелел Моисею сказать сынам Израилевым: «Когда перейдете вы через Иордан и вступите в ханаанскую землю, определите свои города-убежища, где смогут скрываться убийцы, те, кто лишил кого-либо жизни неумышленно. Эти города с проживающими в них левитами будут у вас местами убежища от мстителей, дабы не погибнуть людям, обвиняемым в убийстве, прежде чем предстанут они перед судом общины. Таких городов, определенных вами для убежища, должно быть шесть: три по эту сторону Иордана и три в самой земле ханаанской. Они должны стать местами убежища. В этих шести городах сможет найти себе убежище любой человек, убивший кого-то неумышленно, будь он из сынов Израилевых, или человек пришлый среди вас, или какой-либо переселенец.

Иное дело, если кто ударил другого, скажем, железным каким-то орудием и убил человека. Ударивший — точно убийца и должен быть предан смерти. И если кто ударил другого камнем, которым можно убить, и человек оттого умер, совершивший сие — убийца, и его следует казнить. То же и с деревянным орудием, которым можно убить: если и таким кто ударит человека и тот умер, то ударивший тоже убийца, которого надлежит предать смерти. С таким убийцей пусть расправится его кровный мститель: как только встретит его, сразу же пусть свершит приговор.

И если кто из ненависти толкнет какого-либо человека, а то и бросит со злым умыслом в него чем-нибудь, и тот умрет; или когда ударит какой-нибудь человек, движимый враждой, другого рукою своей и тот тоже умрет, то виновного в смерти следует считать настоящим убийцей и, значит, нужно непременно предать смерти. Как только встретит его кровный мститель, сразу же должен убить. Но если неумышленно, не из вражды толкнет кто-то человека или бросит в него чем-нибудь без злого умысла, а то и уронит на человека, не видя его, какой-нибудь камень, который может убить, и тот умрет, — а он ему не враг, и не подозревается в том, что желал ему зла, — пусть община, руководствуясь этими указаниями, рассудит между невольным убийцей и кровным мстителем. И община должна спасти такого убийцу от кровной мести, возвратив его в тот самый город-убежище, в который он когда-то бежал. И он должен там жить до смерти первосвященника, помазанного священным елеем. Если убийца выйдет почему-либо за стены города-убежища, в котором он обрел защиту, и встретит его за городом мститель его и убьет, то не будет отвечать он за кровопролитие. Убийца ведь должен был оставаться в своем городе-убежище до смерти первосвященника и только после кончины того мог вернуться к себе домой. Пусть это будет установлением для суда вашего на все времена, где бы ни жили вы.

Обвиняемого в убийстве следует предать смерти, если есть показания двух или трех свидетелей; по показаниям одного свидетеля никто не может быть казнен. И еще: за жизнь убийцы нельзя брать выкуп; если повинен он в смерти, его непременно следует и предать ей. Нельзя брать выкуп и с того, кто убежал в город-убежище, чтобы позволить ему вернуться и жить на земле своей до смерти первосвященника. Не оскверняйте же землю, на которой будете жить, ибо пролитие крови людской оскверняет землю; земля не иначе очищается от крови, что пролилась на ней, как только кровью того, кто ее пролил. Не делайте нечистой землю, на которой вы живете, на которой Я пребываю, ибо Я, Господь, пребываю среди сынов Израилевых».

a) 35:5 Стих 4 говорит о тысяче локтей, а стих 5 — о двух тысячах. Согласно обычному объяснению иудейских писателей, первая тысяча локтей угодий отводилась для пастбища, а вторая — для виноградников.

b) 35:26 Букв.: в который он бежал.