Книга притчей Соломоновых, глава 14

Женщина мудрая созидает свой дом,

а глупая — своими руками разрушает.

Кто благоговеет пред Господом,

идет по прямой дороге,

а кто презирает Его, у того путь извилист.

Болтовня глупца обернется розгой для его спины,

а мудрых оберегают их собственные уста.

Если нет волов, то и стойла чистые,

но обилен урожай при могучих быках.

Правдивый свидетель не обманет,

а лжесвидетель извергает ложь.

Ищет бесстыдный мудрости, да без толку,

а разумному легко дается знание.

От глупца держись подальше,

не услышишь от него слов разумных.

Мудрость умных людей — знать свой путь,

а неразумие глупцов обольщает их.

Глупцы потешаются над раскаянием,

но честные обретают благоволение Господне.

Лишь сердце знает твои печали,

да и радости своей не разделишь с другими.

Дом нечестивых разрушен будет,

а жилище честных будет процветать.

Видится человеку путь его прямым,

а в конце окажется он дорогой к смерти.

И во время веселья бывает сердце печально,

и за радостью горе следует.

Сполна получит порочный за свои поступки,

а добрый человек — за свои труды.

Наивный всему верит,

а умный обдумывает каждый шаг.

Мудрые опасаются зла и его сторонятся,

а глупый самонадеян

и вмешивается, не разобравшись.

Вспыльчивый наделает глупостей,

но расчетливый злодей более ненавистен.

Удел наивных — глупость,

а умные будут увенчаны знанием.

Склонятся злые перед добрыми,

и нечестивцы — пред вратами праведника.

Даже близким своим ненавистен бедняк,

а богача многие любят.

Кто презирает ближнего — совершает грех,

но благо тому, кто милосерден к бедным.

Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет?

А тем, кто замышляет доброе,

любовь неизменная сопутствует и верность.

Всякий упорный труд принесет прибыль,

а празднословие — лишь нужду.

Венец мудрых — их богатство,

а неразумие глупцов

приумножает глупость.

Правдивый свидетель спасает жизни,

а извергающий ложь — предаст.

Благоговенье пред Господом — надежная защита,

и детям Его — прибежище.

Благоговенье пред Господом — живительный родник,

уберегающий от гибельной западни.

Неисчислим народ — царю хвала,

без подданных — правителю гибель.

Кто негневлив, весьма благоразумен,

а вспыльчивый —

только глупость свою выказывает.

Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни,

а зависть что гниль в костях.

Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит;

кто почитает Господа —

милосерден к обездоленному.

Сгинет нечестивец в собственном зле,

а у праведника и при смерти есть защита.

В сердце разумном обитает мудрость,

но и глупцам о ней известно.

Праведность возвеличивает народ,

а грех обрекает людей на позор.

К разумному рабу царь благоволит,

а тот, кто позорит его,

царский гнев вызывает.

a) 14:1 Друг. возм. пер.: Премудрость — здесь возможна персонификация Мудрости и Глупости.

b) 14:3 Так по друг. чтению; масоретский текст: розгой за его гордыню.

c) 14:4 Друг. возм. пер. (второй части первой строки): …то и кормушки пусты. В оригинале игра слов (хиастический каламбур). Эта пословица свидетельствует о том, что занятие сельским хозяйством доходно и заслуживает всяческого поощрения. Там, где прибыль и достаток, не всегда чисто и опрятно.

d) 14:5 Букв.: дышит ложью.

e) 14:9 Смысл масоретского текста неясен. Букв.: над искупительными жертвами, которые были знаком раскаяния, см. Лев 4.

f) 14:11 Букв.: шатер.

g) 14:12 Стих дословно повторяется в 16:25.

h) 14:14 Букв.: пути.

i) 14:15 Или: простой / неопытный.

j) 14:20 Ср. 19:4, 6.

k) 14:22 См. примеч. «а» к 3:3.

l) 14:23 Букв.: слово уст.

m) 14:24 Друг. чтение: а венец глупцов — их неразумие, ср. 4:9.

n) 14:27 Этот стих с некоторыми изменениями повторяет 13:14.

o) 14:28 Или: ужас.

p) 14:30 Или: (поглощающая) страсть.

q) 14:32 LXX и Пешитта: защита праведника — его непорочность, ср. 11:3, 6; 12:6.

r) 14:35 Ср. 16:13–15; 22:11; Пс 100.