Книга притчей Соломоновых, глава 21

Ручьям подобно сердце царя в руке Господа:

куда пожелает Он, туда его и направит.

Все пути человека прямы в его глазах,

но Господь испытует сердца.

Поступки справедливые и праведные

желаннее для Господа, чем жертва.

Надменные взгляды и сердца гордые

сеют плевелы греха на ниве нечестивцев.

Замыслы человека усердного принесут достаток,

а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.

Богатство, добытое лживым языком, —

лишь уносимый ветром пар, ловушка смерти.

Сметет нечестивцев само их злодейство,

потому что они отказываются

поступать справедливо.

Извилист путь человека порочного,

а кто душою чист — тот поступает честно.

Лучше на самом краю крыши ютиться,

чем жить в просторном доме

со сварливой женой.

Нечестивец страстно желает зла

и ближнего своего не пощадит.

Наказывают бесстыдного человека —

простак мудрее становится;

когда же мудрого вразумляют —

он обретает знание.

Праведный следит за домом нечестивца,

на беду нечестивцев обрекает.

Кто к мольбам бедняков глух —

сам однажды позовет на помощь,

да никто не отзовется.

Тайный дар успокоит гнев,

взятка из-под полы лютую ярость погасит.

Когда торжествует справедливость,

праведник радуется,

а злодей приходит в смятение.

Кто с пути разумного сбился,

лишь в кругу мертвецов обретет покой.

Любишь веселиться — в нужду попадешь;

тому, кто вино и пиры любит,

богатым не бывать.

Выкуп за праведника — нечестивец,

за честного — лжец.

Лучше в пустыне жить,

чем вместе со сварливой и злобной женой.

Запасется мудрый и сокровищем желанным,

и оливковым маслом,

а глупец всё проест.

Кто стремится к праведности и неизменной любви —

обретет и жизнь, и праведность, и славу.

Мудрый человек выступит против

целого города воинов,

и разрушит твердыню,

на которую они полагались.

Кто в чистоте хранит уста свои и язык,

тот сохранит себя от бед.

Вот каков кощунник: дерзок он, надменен

и полон необузданной гордыни.

Погубит лентяя его собственная прихоть,

потому что руками не хочет трудиться.

Каждый день снедает его прихоть,

а праведник раздает, не скупясь.

Жертвы нечестивцев —

мерзость для Господа,

а принесенные со злым умыслом — и подавно.

Лжесвидетель сгинет,

а тот, кто внимательно выслушает свидетелей,

выиграет тяжбу.

У нечестивца глаза бесстыжие,

человек же честный думает,

как ему поступить.

Бессильны пред Господом

и мудрость, и разум, и совет.

Готовят коня ко дню битвы,

но победа — от Господа.

a) 21:2 Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.

b) 21:4 Или: целине.

c) 21:4 Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.

d) 21:5 Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.

e) 21:6 Друг. возм. пер.: это только морок.

f) 21:6 Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.

g) 21:7 Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.

h) 21:8 Смысл оригинала неясен.

i) 21:8 Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.

j) 21:9 Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1 Цар 9:25.

k) 21:9 Стих дословно повторяется в 25:24.

l) 21:11 Ср. подобное высказывание в 19:25.

m) 21:12 LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.

n) 21:15 Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.

o) 21:16 См. примеч. к 2:18.

p) 21:17 Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.

q) 21:18 Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.

r) 21:19 Друг. чтение: вздорной.

s) 21:20 Или: растратит.

t) 21:21 Или: хвалу.

u) 21:26 Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.

v) 21:27 Или: из худых побуждений.

w) 21:28 Ср. 19:5, 9.

x) 21:28 Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.

y) 21:29 Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.

z) 21:29 Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.

aa) 21:30 Друг. чтение: вопреки Господу.

ab) 21:31 Или: спасение.