Книга Руфи, глава 4

Женитьба Боаза на Руфи

Боаз же отправился к городским воротам и сел там. И как раз в это время там проходил родственник, о котором он говорил Руфи. Боаз окликнул его по имени: «Подойди, присядь рядом!» Тот подошел и сел. Тогда Боаз призвал десятерых мужей из городских старейшин и пригласил их сесть. Они сели. И Боаз обратился к родственнику, имевшему право выкупа: «Ноеминь, та, что вернулась с земли моавской, продает надел, которым прежде владел наш родственник Элимелех. Я решил уведомить тебя об этом. Если ты даешь слово перед сидящими здесь и перед городскими старейшинами, что ты согласен выкупить надел, — выкупай, если же нет — дай мне знать, ведь кроме нас с тобой этого сделать некому, а после тебя — мой черед». Тот ответил: «Да, я выкупаю». Тогда Боаз продолжил: «Как только ты примешь в собственность поле из рук Ноемини, ты примешь и Руфь-моавитянку, жену умершего, чтобы восстановить его имя в его наследии». На это родственник, имевший право выкупа, ответил: «Не могу я выкупить надел — это моему собственному наследию повредит. А раз я не могу воспользоваться своим правом, то уступаю его тебе».

В древние времена в Израиле было принято, чтобы в подтверждение сделки по выкупу или обмену земли снимал человек свою сандалию и отдавал другому, — это считалось в Израиле свидетельством сделки. И потому, когда родственник сказал Боазу: «Ты выкупай!» — он снял свою сандалию. А Боаз сказал старейшинам и народу: «Вы сегодня свидетели, что я принимаю из рук Ноемини всё, что принадлежало Элимелеху, и всё, что принадлежало Хильону и Махлону, и, более того, беру в жены Руфь-моавитянку, вдову Махлона, чтобы восстановить имя умершего в его наследии. Пусть не забудется имя умершего среди братьев его и среди горожан. Вы свидетели». Отвечали на это Боазу люди, что собрались у городских ворот, включая старейшин: «Мы свидетели. Да уподобит Господь жену, что входит в твой дом, Рахили и Лии — прародительницам рода Израиля! Процветания тебе желаем в Ефрате, и да будет имя твое прославлено в Вифлееме! Пусть потомство, которое принесет тебе твоя молодая жена, будет столь же обильным, как потомство Пареца, которого Фамарь родила Иуде

Потомки Пареца — прародители царя Давида

Так Боаз взял за себя Руфь, и она стала его женой, и были они вместе, и по воле Господа понесла она и родила сына. Сказали тогда женщины Ноемини: «Благословен Господь, даровавший тебе сегодня наследника. Да прославится имя его в Израиле! Утешит он душу твою и будет опорой в старости, ведь твоя невестка, родившая его, любит тебя и радует больше семи сыновей». Взяла Ноеминь ребенка, и прижала к груди, и стала растить его. А соседки поздравляли ее, приговаривая: «У Ноемини сын родился». Назвали они его Оведом, и стал он отцом Иессея, отца Давида.

И вот потомство * Пареца: у Пареца родился Хецрон; у Хецрона родился Рам, а у Рама — Амминадав; у Амминадава родился Нахшон, а у Нахшона — Салма; у Салмы родился Боаз, а у Боаза — Овед; у Оведа родился Иессей, а у Иессея — Давид.

a) 4:1 Имеется в виду место между внешними и внутренними воротами города, где заседал суд и решались важные для горожан вопросы.

b) 4:3 Букв.: брат.

c) 4:8 Древний обычай снимать обувь как свидетельство о заключении сделки, возможно, происходил от права собственника топтать свою землю, и, вероятно, поэтому передача сандалии обозначала передачу права собственности. Ср. Пс 59:10; см. также Ам 2:6; 8:6.

d) 4:10 Букв.: приобретаю / покупаю.

e) 4:11 Букв.: которые возвели / построили дом Израиля.

f) 4:12 См. Быт 38:6–30.

g) 4:14 Букв.: не лишивший… искупителя (того, кто может выкупить).

h) 4:15 Букв.: для тебя лучше.

i) 4:18 Евр. толедот — происхождение, родословие, список потомков ; ср. примеч «а» к Быт 2:4.