Деяния святых апостолов, глава 13

Варнава и Шаул посланы на служение

В общине верующих Антиохии были пророки и учители: Варнава, Шимон, называемый Нигер, киренец Луций, Менахем, получивший воспитание вместе с правителем Иродом, и Шаул.Однажды, когда они совершали служение Вечному Повелителю и постились, Святой Дух сказал:

– Отделите мне Варнаву и Шаула для дела, к которому Я их призвал.

И они после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили их.

Служение на Кипре

Шаул и Варнава, посланные Святым Духом, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.Они прибыли в Саламин и там возвещали слово Всевышнего в иудейских молитвенных домах. Иохан тоже был с ними и помогал им.Они прошли весь остров и пришли в Паф. Там они встретили одного иудея по имени Бар-Иешуа, который был колдуном и лжепророком.Он был из окружения правителя Сергия Паула, человека большого ума. Правитель пригласил Варнаву и Шаула, желая услышать слово Всевышнего.Но колдун, которого также звали Елима (что значит «чародей»), действовал против них и пытался отвратить правителя от веры.Тогда Шаул, он же Паул, исполнившись Святого Духа, посмотрел прямо на Елимуи сказал:

– Сын дьявола, враг всякой праведности, полный лжи и нечестия! Неужели ты никогда не перестанешь искривлять прямые пути Вечного Повелителя?Рука Повелителя обращена против тебя, ты будешь поражён слепотой и некоторое время не будешь видеть солнечного света.

И сразу же его окутали мрак и тьма, и он стал метаться из стороны в сторону, ища кого-либо, кто бы повёл его за руку.Когда правитель увидел, что произошло, он уверовал, изумлённый учением о Повелителе.

Служение в Писидийской Антиохии

Отплыв из Пафа, Паул и его спутники прибыли в Пергию в Памфилии. Там Иохан оставил их и возвратился в Иерусалим.Из Пергии они пошли дальше, в Писидийскую Антиохию. В субботу они пришли в молитвенный дом иудеев и сели.После чтения из Таурата и Книги Пророков начальники молитвенного дома передали им:

– Братья, если у вас есть что-либо сказать в назидание людям, то говорите.

Паул встал и, сделав жест рукой, сказал:

– Народ Исраила и все боящиеся Всевышнего, выслушайте меня!Бог исраильского народа избрал наших отцов. Он возвысил народ во время пребывания его в Египте и могучей рукой вывел их оттуда.Сорок лет Он терпел их в пустыне.Он истребил в Ханаане семь народов и отдал их землю в наследие нашим предкам.

На это ушло около четырёхсот пятидесяти лет. Затем, до времени пророка Шемуила, Всевышний давал им судей.Потом народ попросил себе царя, и Всевышний дал им Шаула, сына Киша из рода Вениамина. Шаул правил лет сорок.Потом, отстранив Шаула, Всевышний сделал царём Давуда. Он свидетельствовал о нём: «Я нашёл Давуда, сына Есея, человек этот Мне по сердцу, он исполнит все Мои желания».

Из потомков Давуда Всевышний, согласно Своему обещанию, призвал Спасителя Исраилу – Ису.Перед пришествием Исы Яхия призывал весь народ Исраила принять обряд погружения в воду в знак покаяния.Заканчивая своё служение, Яхия говорил: «За кого вы меня принимаете? За Масиха? Я не Он. Но за мной идёт Тот, у Кого я не достоин даже развязать ремни сандалий на ногах».

Братья, дети рода Ибрахима, и все, кто боится Всевышнего! Эта весть спасения была послана к нам!Жители Иерусалима и их начальники не узнали Масиха, они осудили Его и тем самым исполнили слова пророков, которые читаются каждую субботу.Они не нашли в Нём никакой вины, за которую Он был бы достоин смерти, и всё-таки выпросили у Пилата разрешение казнить Его.Когда они исполнили всё, что было о Нём написано, они сняли Его с дерева и положили в могильную пещеру.Но Всевышний воскресил Его из мёртвых,и ещё много дней те, кто пришёл вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, видели Его. Они сейчас – Его свидетели перед народом.

Мы провозглашаем вам сейчас эту Радостную Весть: то, что Всевышний обещал нашим отцам, Он исполнил для нас, их детей, воскресив Ису.Во второй песне из Забура написано:

«Ты Сын Мой (Избранный Мной Царь).

Я Отцом Твоим отныне буду назван».

А о том, что Всевышний воскресил Его из мёртвых, так что тело Его уже никогда не увидит тления, Он сказал так:

«Я дам вам святые и неизменные благословения, обещанные Давуду».

И в другом месте Он говорит:

«Ты не дашь Верному Твоему увидеть тление».

Давуд, в своё время послужив воле Всевышнего, умер. Его похоронили с его отцами, и тело его истлело.Но Тот, Кого Всевышний воскресил, избежал тления!

– Поэтому, братья, я хочу, чтобы вы знали, что, благодаря Исе, вам сегодня возвещается прощение грехов.Соблюдением Закона Мусы вы не могли оправдаться перед Всевышним, но каждый верующий в Ису получает оправдание в Нём.Смотрите, чтобы не случилось с вами того, о чём сказано в Книге Пророков:

«Посмотрите, насмешники!

Изумитесь и погибните!

Я совершу в ваши дни такое,

чему бы вы никогда не поверили,

если бы вам рассказали об этом».

Когда Паул и Варнава покидали молитвенный дом иудеев, их попросили говорить о том же в следующую субботу.Собрание разошлось, но многие иудеи и люди, чтущие Всевышнего, обращённые из других народов, пошли за Паулом и Варнавой. Те говорили с ними и убеждали их и дальше жить, доверяясь благодати Всевышнего.

В следующую субботу почти весь город собрался, чтобы послушать слово о Повелителе Исе.Когда отвергающие Ису иудеи увидели столько народа, они исполнились завистью и стали с оскорблениями возражать тому, что говорил Паул.Тогда Паул и Варнава решительно сказали им:

– Слово Всевышнего в первую очередь должно было быть возвещено вам. Но так как вы отрицаете его и считаете себя недостойными вечной жизни, мы обращаемся теперь к другим народам,как и повелел нам Вечный. Он сказал:

«Я сделал Тебя светом для других народов,

чтобы через Тебя спасение достигло концов земли».

Когда люди из других народов слышали это, они радовались и славили Вечного за Его слово, и все предназначенные к вечной жизни уверовали.

Слово о Повелителе Исе распространилось по всей той области.

Но отвергающие Ису иудеи подговорили чтущих Всевышнего женщин из знатных семей и влиятельных людей города, и те возбудили преследование против Паула и Варнавы и выгнали их из своих пределов.Тогда они отряхнули пыль со своих ног во свидетельство против своих гонителей и пошли в Конию.Ученики же исполнялись радости и Святого Духа.

13:1: Нигер – «чёрный» (лат.).

13:10: Ср. Мудр. 10:9.

13:13: Далее (до 14:26) это путешествие проходило по территории Малой Азии (часть современной Турции).

13:17: См. Исх. 6:6; 12:51.

13:18: См. Исх. 16:35; Чис. 14:34.

13:18: Или: «заботился о них».

13:19: Семь народов – см. Втор. 7:1.

13:20: См. Суд. 2:16.

13:22: См. 1 Цар. 13:14; Заб. 88:21.

13:24: Или: «обряд омовения».

13:25: См. Лк. 3:15-16; Ин. 1:19-27.

13:29: См. сноску на 5:30.

13:33: Букв.: «Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя» (Заб. 2:7). Вторая песнь из Забура говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» здесь указывают на его воцарение.

13:34: Ис. 55:3.

13:35: Заб. 15:10.

13:36: См. 3 Цар. 2:10.

13:41: Авв. 1:5.

13:47: Ис. 49:6.

13:51: Благочестивые иудеи отряхивали пыль со своих ног, когда возвращались из других стран, как бы очищаясь от ритуального осквернения. Делая же это по отношению к другим иудеям, они приравнивали их к язычникам.