Пророк Амос, сура 1

Пролог

Слова Амоса, одного из пастухов Текоа, – то, что он видел об Исраиле за два года до землетрясения, когда Уззия был царём Иудеи, а Иеровоам, сын Иоаша, царём Исраила.

Он сказал:

– Прогремит Вечный с Сиона,

воскликнет Он громким голосом из Иерусалима –

и засохнут пастбища пастухов,

и завянет плодородная вершина Кармила.

Суд над соседями Исраила

Так говорит Вечный:

– Дамаск грех добавляет ко греху

не отвращу от него Мой гнев.

За то, что он молотил Галаад

молотильными досками с железными зубьями,

Я пошлю огонь на дом Хазаила,

и он пожрёт крепости Бен-Адада.

Я сокрушу ворота Дамаска;

погублю царя из долины Авен («долины зла»)

и того, кто держит скипетр в Бет-Эдене («доме удовольствия»).

Народ Сирии пойдёт в плен на свою родину,

будет изгнан в Кир, –

говорит Вечный.

Так говорит Вечный:

– Газа грех добавляет ко греху –

не отвращу от неё Мой гнев.

За то, что она брала в плен жителей целых поселений

и продавала их в Эдом,

Я пошлю огонь на стены Газы,

и он пожрёт её крепости.

Я погублю царя Ашдода

и того, кто держит скипетр в Ашкелоне.

Я обращу Свою руку против Экрона,

пока не умрёт последний из филистимлян, –

говорит Владыка Вечный.

Так говорит Вечный:

– Тир грех добавляет ко греху –

не отвращу от него Мой гнев.

За то, что он продавал в рабство Эдому жителей целых поселений,

пренебрегая братским союзом,

Я пошлю огонь на стены Тира,

и он пожрёт его крепости.

Так говорит Вечный:

– Эдом грех добавляет ко греху –

не отвращу от него Мой гнев.

За то, что он преследовал своего брата мечом,

подавляя всякое сострадание,

что гнев его горел непрестанно,

и ярость его всегда пылала –

Я пошлю огонь на Теман,

и он пожрёт крепости Боцры.

Так говорит Вечный:

– Аммон грех добавляет ко греху –

не отвращу от него Мой гнев.

За то, что он вспарывал животы беременным женщинам в Галааде,

когда расширял свои границы,

Я зажгу огонь на стенах его столицы Раббы,

и он пожрёт её крепости

среди криков войны в день брани,

среди вихрей свирепых в день бури.

Царь её пойдёт в плен

вместе со своими приближёнными, –

говорит Вечный.

a) 1:1: Уззия правил Иудеей с 792 г. по 740 гг. до н. э., в то время как Иеровоам II правил Исраилом с 793 по 753 гг. до н. э. О правлении этих царей см. 4 Цар. 14:23–15:7; 2 Лет. 26. Упомянутое землетрясение произошло в 760 г. до н. э.

b) 1:2: Вечный – на языке оригинала: «Яхве». Под этим именем Всевышний открылся Мусе и народу Исраила (см. Исх. 3:13-15). См. пояснительный словарь.

c) 1:2: Или: «заплачут пастухи».

d) 1:3: Букв.: «За три греха Дамаска, даже за четыре…»; так же в ст. 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.

e) 1:3: Имеются в виду постоянные нападения сирийцев на Исраил во времена правления Иеву и Иоахаза (см. 4 Цар. 10:32-33; 13:3-7).

f) 1:4: Хазаил – царь Дамаска (ок. 842–796 гг. до н. э.), основал свою династию царей в Сирии, как это предсказывал Ал-Яса (см. 4 Цар. 8:7-15).

g) 1:4: Бен-Адад – истории известны три сирийских царя, носивших это имя. Один из них, Бен-Адад III, был сыном Хазаила.

h) 1:5: Или: «обитателей»; также в ст. 8.

i) 1:6: Эдомитяне были потомками Есава, а исраильтяне потомками его брата Якуба (см. Нач. 25:19-26).

j) 1:9: Царь Сулейман и царь Тира Хирам в своё время заключили дружеское соглашение и установили прочные торговые связи (см. 3 Цар. 5:1-12).

k) 1:11: См. сноску на ст. 6. О древней вражде между Эдомом и Исраилом см., напр., Чис. 20:14-21; 4 Цар. 8:20-22; 2 Лет. 28:17; Авд. 1:10-14.

l) 1:11: Или: «…мечом и союзников своих уничтожил».