Книга пророка Исаии, глава 41

Вечный – Помощник Исраила

– Умолкните предо Мной, острова!

Пусть народы наберутся сил.

Пусть приблизятся, пусть говорят;

сойдёмся вместе на суд.

Кто воздвиг победителя с востока

и призвал его на служение Себе?

Кто отдал ему народы

и покорил царей?

Его меч обратил их в пыль

и лук его – в солому на ветру.

Он преследует их и невредимо шествует по дороге,

по которой ноги его не ходили прежде.

Кто исполнил и совершил это?

Тот, Кто вызывает поколения от начала.

Я, Вечный, – с первыми из них,

и с последними Я – Тот же.

Острова увидели и испугались,

затрепетали края земли.

Они сблизились и сошлись;

помогают один другому,

говорит брат брату: «Крепись!»

Ремесленник ободряет плавильщика,

а чеканщик – кузнеца,

говоря о спайке: «Она хороша!»

Он крепит идола гвоздями,

чтобы не рухнул.

– Но ты, о Исраил, раб Мой,

Якуб, которого Я избрал,

потомство Ибрахима, Моего друга,

ты, кого Я взял с концов земли

и призвал от её краёв,

говоря тебе: «Ты Мой раб»,

тебя Я избрал и не отвергну.

Не бойся, ведь Я с тобой;

не страшись, ведь Я – твой Бог.

Я укреплю тебя и помогу тебе;

Моя правая рука поддержит и спасёт тебя.

Всех, кто гневается на тебя,

ждут бесчестие и позор;

те, кто противостоит тебе,

обратятся в ничто и погибнут.

Те, кто воюет против тебя, исчезнут;

станешь искать их и не найдёшь.

Ведь Я – Вечный, твой Бог;

Я держу тебя за правую руку

и говорю: «Не бойся;

Я помогу тебе».

Не бойся, червь Якуб,

малолюдный Исраил,

Я помогу тебе, – возвещает Вечный,

твой Искупитель, святой Бог Исраила. –

Вот, Я сделаю тебя молотильной доской,

новой, с острыми зубьями.

Ты будешь молотить горы и растирать их,

и сделаешь мякиной холмы.

Ты их провеешь, а ветер развеет,

и ураган их рассеет.

Но ты возликуешь о Вечном,

будешь славить святого Бога Исраила.

Бедные и нищие ищут воду, но её нет;

их языки пересохли от жажды.

Но Я, Вечный, им отвечу;

Я, Бог Исраила, их не брошу.

По бесплодным высотам Я реки пущу

и источники по долинам;

превращу пустыню в пруды с водой

и иссохшую землю – в источники.

Я посажу в пустыне кедр и акацию,

мирт и маслину;

в необитаемой земле насажу кипарис,

чинару и сосну вместе,

чтобы народ мог видеть и знать,

задуматься и понять,

что рука Вечного сделала это,

святой Бог Исраила сотворил.

Невежество идолов

– А вы, идолы, представьте ваше дело! –

говорит Вечный. –

Приведите свои доказательства! –

говорит Царь Якуба. –

Пусть приведут их

и скажут нам, что случится.

Пусть расскажут нам о прежних делах,

чтобы нам в них вникнуть

и узнать, каков их исход.

Или объявите нам о грядущем,

расскажите о том, что явится после,

чтобы мы за богов вас признали.

Сделайте что-нибудь доброе или злое,

чтобы нам ужаснуться и наполниться страхом.

Но вы ничто,

и ваши дела совершенно ничтожны;

тот, кто вас предпочтёт, омерзителен.

Я воздвиг того, кто на севере, и он идёт;

с востока идёт он, призывающий Моё имя.

Он топчет правителей, будто грязь,

будто горшечник топчет глину.

Кто сказал об этом сначала, чтобы мы могли знать,

заранее, чтобы мы могли сказать: «Он прав»?

Никто не сделал этого,

никто не предсказал,

никто не слышал от вас ни слова.

Я первым возвестил Сиону:

«Вот оно, сбывается!» –

и дал Иерусалиму вестника,

несущего добрую весть.

Я смотрю, но нет никого –

никого среди идолов, чтобы дать совет,

никого, чтобы ответить, если Я их спрошу.

Вот, все они – обман!

Их дела ничтожны;

их изваяния – ветер и пустота.

41:2: Победитель с востока – имеется в виду Кир, царь Персии (559–530 гг. до н. э.), который завоевал Вавилон в 539 г. до н. э. и издал указ, позволяющий евреям вернуться в Иерусалим (см. Узайр 1:1-4; 6:3-5). См. также сноску на 44:28.

41:4: Букв.: «Я есть Он»; также 43:10, 13; 46:4; 48:12; 52:6. Это выражение заключает в себе одно из самых важных самоопределений Всевышнего. Оно указывает на Его активное участие в жизни Своего народа и всего творения, говорит о Его вечном существовании и показывает неизменность Его природы и характера (ср. Исх. 3:14-15; 6:6-8; Отк. 1:8).

41:15: Молотильная доска – платформа из тяжёлых досок, гружённая сверху и снабжённая снизу острыми железными зубьями, использовавшаяся для молотьбы зерна.