Послание Паула верующим в Риме, сура 9

Выбор Всевышнего

Я говорю истину и не лгу, как и подобает последователю Масиха. Об этом свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом. Мне очень грустно, и сердце моё полно бесконечной боли: я бы предпочёл сам быть проклятым и отлучённым от Масиха ради моих братьев, родных мне по крови, – исраильтян. Всевышний усыновил их, Он явил им Свою славу и не раз заключал с ними Свои священные соглашения, им были даны Закон, знание об угодном Всевышнему поклонении в храме и Его обещания. Из этого народа произошли наши праотцы, от них по человеческой природе происходит Масих – Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.

Но то, что многие исраильтяне отвергли Ису Масиха, не означает, что обещание Всевышнего не исполнилось, потому что не все исраильтяне действительно принадлежат к Исраилу. И не все потомки Ибрахима являются его истинными детьми. Написано: «Через Исхака ты будешь иметь обещанное потомство». Это значит, что не все потомки Ибрахима – истинные дети Всевышнего. Истинные дети Ибрахима – это те, к кому относится обещание. Обещание же было дано в таких словах: «В назначенное время Я вернусь, и у Сарры будет сын».

Но не только это. У обоих сыновей Рабиги был один и тот же отец – наш предок Исхак. Но ещё до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы выбор Всевышнего зависел не от их дел, а только от Самого Призывающего), Рабиге было сказано: «Старший будет служить младшему». Как об этом и написано: «Я избрал Якуба, а не Есава».

Что же это значит? Может, Всевышний несправедлив? Нет! Он сказал Мусе:

«Я проявлю милосердие к тем, к кому Я хочу его проявить,

и помилую тех, кого Я хочу помиловать».

Поэтому имеет значение не желание или усилие человека, а милость Всевышнего. В Писании Всевышний говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу, и чтобы имя Моё стало известно по всей земле». Поэтому Всевышний проявляет милость к тем, к кому Он Сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить.

Милость Всевышнего и Его гнев

Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Всевышний нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?» Но кто ты такой, человек, чтобы спорить со Всевышним? Разве говорит изделие своему мастеру: «Почему ты меня сделал таким?» Разве не вправе горшечник сделать из одного и того же куска глины утварь для почётного употребления и для низкого? А что, если Всевышний, желая показать гнев и явить Свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению? Что, если Он делает это для того, чтобы проявить богатство Своей славы к тем, к кому Он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы, то есть к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из других народов?

Как Он и говорит через пророка Осию:

«Я назову Моим народом не Мой народ,

и нелюбимую – любимой»,

и:

«Там, где им было сказано:

„Вы не Мой народ“,

они будут названы сынами живого Бога».

Пророк Исаия восклицает об Исраиле:

«Хотя исраильтяне числом как песок морской,

лишь остаток будет спасён.

Вечный решительно и быстро приведёт в исполнение

Свой приговор над землёй».

И как ещё говорил Исаия в своём пророчестве:

«Если бы Вечный, Повелитель Сил,

не сохранил наших потомков,

то мы уподобились бы Содому,

стали бы как Гоморра».

Неверие Исраила

Что же нам теперь сказать? Народы, которые и не стремились к праведности, получили праведность благодаря своей вере. Исраил же, стремившийся к праведности через исполнение Закона, так и не достиг её. Почему? Потому что они стремились получить её не по вере, а по делам. Они споткнулись о «камень преткновения».

Об этом написано:

«Вот Я кладу на Сионе Камень, о Который многие споткнутся,

Скалу, из-за Которой они упадут,

но верующий в Него никогда не будет постыжен».

a) 9:3-4 Ср. Исх. 32:32.

b) 9:4 См., напр., Исх. 4:22; 16:10; 24:7-8; Втор. 5:1-22; 6:3; 2 Цар. 7:12-16.

c) 9:7 Нач. 21:12.

d) 9:9 Нач. 18:10, 14.

e) 9:12 Нач. 25:23.

f) 9:13 Мал. 1:2-3. Букв.: «Я полюбил Якуба и возненавидел Есава».

g) 9:15 Исх. 33:19.

h) 9:17 Исх. 9:16.

i) 9:20 См. Ис. 29:16; 45:9.

j) 9:21 См. Иер. 18:6.

k) 9:22 Ср. 2:4-5.

l) 9:25 Ос. 2:23.

m) 9:26 Ос. 1:10.

n) 9:27-28 Ис. 10:22-23.

o) 9:29 Ис. 1:9. См. также Нач. 19:1-29.

p) 9:33 Ис. 8:14; 28:16.