Послание Паула верующим в Риме, сура 4

Оправдание Ибрахима по вере

Что мы можем сказать о нашем предке Ибрахиме? Что же он приобрёл? Если бы Ибрахим получил оправдание по делам, то ему было бы чем хвалиться, но только не перед Аллахом. Ведь, что говорит Писание? «Ибрахим поверил Аллаху, и это было вменено ему в праведность».

Плата работнику – это не дар, а положенное вознаграждение. Тому же, кто не полагается на дела, но верит Аллаху, Который оправдывает нечестивого, в праведность вменяется сама его вера.

Давуд утверждает то же самое, говоря о благословении, получаемом человеком, которому Аллах вменяет праведность независимо от его дел:

«Благословенны те,

чьи беззакония прощены

и чьи грехи покрыты!

Благословен тот,

кому Вечный не вменит греха».

Относится ли это благословение к обрезанным или также и к необрезанным? Мы говорили о том, что Ибрахиму вера была вменена в праведность. Когда она была вменена ему? До обрезания или после? Не после, а до обрезания! Знак обрезания он получил уже потом, как подтверждение того, что был праведен по вере, когда ещё был необрезанным. Таким образом он стал отцом всех верующих, которые не обрезаны, чтобы и им тоже была вменена праведность. Он также является отцом и всех обрезанных, что не только прошли обряд обрезания, но и идут путём веры, которую имел наш отец Ибрахим ещё до обрезания.

Обещание Ибрахиму – для всех верующих

Ведь не через Закон Ибрахим и его потомки получили обещание, что им будет отдан в наследство мир, а потому, что они были праведны по вере. Если бы наследниками Ибрахима были те, кто возлагает свои надежды на исполнение Закона, то вера была бы напрасной и само обещание было бы бессмысленно. Ведь нарушение Закона вызывает гнев Аллаха, но где нет Закона, там нет и преступления Закона.

Итак, вера нужна для того, чтобы обещание было по благодати, и чтобы оно было действительно для всех потомков Ибрахима: не только для тех, кто возлагает свои надежды на исполнение Закона, но и для тех, у кого есть вера, подобная вере Ибрахима. Он отец всех нас, как и написано: «Я сделал тебя отцом множества народов». Он наш отец перед Аллахом, Которому он поверил, – перед Аллахом, оживляющим мёртвых и творящим то, чего не было прежде.

Ведь, когда не оставалось никакой надежды, Ибрахим всё-таки поверил с надеждой, поэтому он и стал отцом многих народов, как и было сказано: «Так многочисленно будет твоё потомство». Его вера не ослабела, хотя он понимал, что его тело почти омертвело, ведь ему было около ста лет, и Сарра была слишком стара, чтобы иметь детей. Его вера в обещания Аллаха не поколебалась, наоборот, он был твёрд в вере и славил Аллаха. Он твёрдо верил, что у Аллаха есть сила осуществить то, что Он обещал. И это «было вменено ему в праведность». Слова «вменено ему» относятся не только к одному Ибрахиму, они относятся и к нам. Вменено будет и нам, потому что мы верим в Того, Кто воскресил из мёртвых нашего Повелителя Ису, Который из-за наших грехов был предан смерти и воскрес для нашего оправдания.

a) 4:3 Нач. 15:6.

b) 4:8 Вечный – греческим словом «кюриос», стоящим здесь в оригинальном тексте, в Инджиле переведено еврейское «Яхве». А так как в данном издании Священного Писания «Яхве» переведено как «Вечный», то и его греческий эквивалент переведён так же. Под именем «Яхве» Всевышний открылся Мусе и народу Исраила (см. Исх. 3:13-15). См. пояснительный словарь.

c) 4:7-8 Заб. 31:1-2.

d) 4:10 Ибрахим был оправдан Аллахом ещё до рождения своего сына Исмаила (см. Нач. 15:6; 16:15), а когда они были обрезаны, Исмаилу было уже 13 лет (см. Нач. 17:24-26).

e) 4:13 См. Нач. 12:3; 15:5; 18:18; 22:17-18; Заб. 2:8.

f) 4:17 Нач. 17:5.

g) 4:18 Нач. 15:5.

h) 4:19 См. Нач. 18:11; 21:5; Евр. 11:11-12, 17-19.

i) 4:22 Нач. 15:6.