Третья хроника царств, сура 16

К Иеву, сыну Ханани, было слово Вечного о Бааше:

– Я поднял тебя, Бааша, из праха и сделал вождём Моего народа Исроила, но ты ходил путями Иеровоама и склонял Мой народ Исроил к греху, вызывая Мой гнев. И вот Я истреблю тебя и твой дом и сделаю с твоим домом то же, что с домом Иеровоама, сына Невата. Тех из твоей семьи, кто умрёт в городе, пожрут псы, а тех, кто умрёт в поле, склюют птицы.

Прочие события царствования Бааши, то, что он сделал, и его свершения записаны в «Книге летописей царей Исроила». Бааша упокоился со своими предками и был похоронен в Тирце. И царём вместо него стал его сын Ела.

Но через пророка Иеву, сына Ханани, уже было слово Вечного о Бааше и о его доме – за всё то зло, что он совершил в глазах Вечного, вызывая Его гнев делами, которые творил, подражая дому Иеровоама, а также за то, что он его уничтожил.

Ела – царь Исроила

На двадцать шестом году правления Осо, царя Иудеи, царём Исроила стал Ела, сын Бааши, и правил в Тирце два года.

Зимри, один из его приближённых, под началом у которого была половина царских колесниц, составил против него заговор. Когда Ела был в Тирце и напился до бесчувствия в доме Арцы, распорядителя его дворца, Зимри вошёл и убил его. Это было на двадцать седьмом году правления Осо, царя Иудеи. Зимри стал царём вместо Елы.

Как только он воцарился и воссел на престол, он тут же перебил всю семью Бааши. Он не оставил в живых ни одного мужчину – ни родственника, ни друга. Зимри истребил всю семью Бааши по слову, которое Вечный сказал о Бааше через пророка Иеву: за все грехи, которые Бааша и его сын Ела совершили сами и заставили совершить Исроил, вызывая гнев Вечного, Бога Исроила, ничтожными идолами.

Прочие события царствования Елы и всё, что он сделал, записано в «Книге летописей царей Исроила».

Борьба за власть в Исроиле

На двадцать седьмом году правления Осо, царя Иудеи, Зимри стал править в Тирце, но правил всего семь дней. Войско тогда стояло станом у филистимского города Гиббетона. Когда исроильтяне в стане услышали о том, что Зимри составил заговор против царя и убил его, они в тот же день провозгласили царём Исроила военачальника Омри. После этого Омри и все исроильтяне ушли из-под Гиббетона и осадили Тирцу. Когда Зимри увидел, что город взят, он ушёл во внутренние укрепления царского дворца и поджёг его. Так он погиб из-за грехов, которые он совершил, творя зло в глазах Вечного, и за то, что ходил путями Иеровоама, пребывая в грехе, который тот совершил сам и к которому склонил Исроил.

Прочие события царствования Зимри и заговор, который он составил, записаны в «Книге летописей царей Исроила».

Тогда народ Исроила разделился: половина народа хотела сделать царём Тивни, сына Гината, а другая половина стояла за Омри. Но сторонники Омри оказались сильнее сторонников Тивни, сына Гината. И Тивни погиб, а Омри стал царём.

Омри – царь Исроила

На тридцать первом году правления Осо, царя Иудеи, Омри стал царём Исроила и правил двенадцать лет, из них шесть – в Тирце. Он купил сомарийский холм у Шемера за семьдесят два килограмма серебра и построил на холме город, назвав его Сомарией – по имени Шемера, бывшего владельца холма.

Омри делал зло в глазах Вечного и грешил больше, чем все, кто был до него. Он ходил всеми путями Иеровоама, сына Невата, и пребывал в его грехе, к которому тот склонил Исроил, гневя Вечного, Бога Исроила, ничтожными идолами.

Прочие события царствования Омри, то, что он сделал, и его свершения записаны в «Книге летописей царей Исроила». Омри упокоился со своими предками и был похоронен в Сомарии. И царём вместо него стал его сын Ахав.

Ахав – царь Исроила

На тридцать восьмом году правления Осо, царя Иудеи, царём Исроила стал Ахав, сын Омри, и правил в Сомарии Исроилом двадцать два года. Ахав, сын Омри, делал больше зла в глазах Вечного, чем все, кто был до него. Мало того, что он оставался в грехах Иеровоама, сына Невата, он ещё и женился на Иезевели, дочери Этбаала, царя сидонян, и начал служить Баалу и поклоняться ему. Он установил жертвенник в храме Баала, который построил в Сомарии. Ещё Ахав делал столбы Ашеры, и больше, чем все цари Исроила до него, он делал то, что вызывало гнев Вечного, Бога Исроила.

Во времена Ахава Хиил из Вефиля восстановил Иерихон. Он заложил его основания ценой своего первенца Авирама и поставил его ворота ценой своего младшего сына Сегува, по слову Вечного, сказанному через Иешуа, сына Нуна.

a) 16:24 Букв.: «два таланта».

b) 16:31 Баал – ханонский бог плодородия и бог-громовержец.

c) 16:34 См. Иеш. 6:25. Вероятно, Хиил принёс своих сыновей в жертву, что было обычным среди окружавших исроильтян языческих народов и говорило о духовном падении народа Всевышнего.